Владимир Шмелев или гуроны села Кривандино |
Написал Administrator | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.04.2010 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В Кривандино его знали все, как в 60-х, так и в 70-х годах. Но так как взросление автора этих строк пришлось на 70-е, то и взгляд этой статьи на Владимира Шмелева будет с позиции именно тех лет. Семья родителей Владимира Шмелева жила в пятиквартирном доме по улице Садовой. Именно там и происходил сбор молодежи и детей разного состава в конце 60-х, начале 70-х годов. В его доме всегда находилось место и дело всем. И жилище было похоже то ли на "салун" из американского вестерна, то ли на морской кубрик. Вовкин отец, Валентин Шмелев, те годы и до пенсии работал шофером, любил в кругу близких друзей с "устатку раздавить зелененькую". Поэтому на причуды сыновей смотрел философски. Мама была тихой женщиной, в годы войны она пережила ужасы блокады Ленинграда, и тоже предоставляла своим сыновьям полную свободу. Кроме Володьки у Шмелевых был младший сын Александр (мы его звали Шураком). Разница между братьями была не более 3-х лет. Владимир 49 года рождения, а Александр 52-го.
Мы, пацаны, которые крутились вокруг Шмелевых, тогда не знали, что у этой семьи есть загадочная и трагическая история. Дед Володьки, Гаврила Афанасьевич, в довоенные годы занимал важный пост в структурах Коробовского и Кривандинского районов. Поговаривали, что он был делегатом знаменитого "расстрелянного" 17-го съезда. И, когда пришли арестовывать его, он, запершись в своем рабочем кабинете, пустил себе пулю в висок. Похоронен он в Кривандино на лесном кладбище, которое заброшено еще с 60-х годов. Сказать, что Володька был увлеченным человеком, это сказать ничего. Он был одержимым в том, чем увлекался. А еще был человеком из какого-то иного пространства и времени. Именно через него у нас происходило знакомство с теми сферами жизни, о которых в то время только в книгах писали или показывали в редких кадрах кино. Его кличка Билл приклеилась к нему, когда он занялся съемками "вестернов". Для людей нынешнего поколения не в диковину видеокамеры и каждый что-нибудь снимает на досуге: пикничок на Белом озере, свадебку и т.п. А в то время камера была чрезвычайной редкостью и атрибутом сказочного богатства. Я не знаю, с каких капиталов Билл купил себе кинокамеру, но жили они в то время крайне бедно. И, не смотря на то, что это была роскошь, он ей вовсе не любовался, а использовал "на полную катушку". Им были отсняты тысячи километров кинопленки. Процесс съемки на камеру, конечно же, сильно отличался от того, что сейчас снимают на видео. Надо было владеть способами определения экспозиции и фокусировки. К тому же, то, что ты заснял нельзя было сразу просмотреть. Надо отснять всю пленку, потом заняться сложным процессом проявки, фиксажа и сушки. И только потом можно было просмотреть отснятое через киноаппарат. Помниться назывался такой киноаппарат "Луч". Именно через его "Луч" я в первый раз увидел "Самогонщики" и "Пес Барбос". Все мальчишки того времени зачитывались книгами Фенимора Купера, играли, изображая индейцев, строя многочисленные вигвамы-шалаши. Володька Шмелев пошел дальше, он воплощался в героев Купера и перевоплощал всех своих друзей, а особенно доставалась нам, подрастающей детворе. Бедные наши родители терпели настоящее разорение во время съемки батальных сцен очередной серии "Зверобоя". В ход шло все: петушиные перья, дерматин, отцовские ремни, материнские иголки и нитки и т.п. Особенно доставалось леспромхозовским тракторам. С них спиливались масло и топливопроводы, которые потом превращались в винчестеры и кольты. Кривандино на время пустело, а песчаные карьеры у Бордуковского моста узкоколейки превращались в прерии, кишащие чумазыми индейцами и "пшикающими" ковбоями. Благодаря Шмелеву повально все младшее мужское население изготавливало и хранило несметное количество "огнестрельного" (бутафорного) оружия. Конечно, все эти "кольты" и "винчестеры" делались своими руками, преимущественно из дерева, но среди них были уникальные образцы. У самого Билла это увлечение переросло из простого макетирование в настоящее искусство. Высшим шиком было в то время щегольнуть в ковбойском "прикиде". "Прикид" включал в себя: ковбойскую шляпу, кожаный жилет, клетчатая рубаха, сапоги со шпорами. Джинсы в то время еще не были распространены, поэтому их заменяли обычные серые штаны от спецодежды. Шляпы клеили из бумаги методом "папье-маше", красили их черной тушью и лаком. Получалось красиво, но не очень удобно. На жилетки шел дерматин, заготовленный родителями для обшивки дверей. Как бы мы не старались, но самое лучшее исполнение было все равно у Билла. Володя умел все, у него были по настоящему "золотые руки". Все-таки, изготовить собственными руками точную копию кольта, не каждому дано. Его дом представлял собой мастерскую, фотолабораторию, кинозал и музей одновременно. Его коллекции позавидовал бы любой музей. Пополнять его коллекцию помогали и мы. Помню, и я отдал Шмелеву трофейную немецкую плащ-палатку с пулевой пробоиной, которую привез отец с войны, сняв с убитого фашиста в Бреслау. У него была большая коллекция макетного и настоящего оружия. В его коллекции был настоящий "шмайсер" (немецкий автомат), куча пистолетов разных марок, немецкие каски, в том числе времен Вильгельма. Там было много того, что сейчас бы стоило целого состояния, либо жизни. А тогда еще очень близко было военное время, когда через нашу станцию шли составы не только на фронт, но и в тыл. С ранеными и с металлоломом. А пацаны всегда пацаны. И во время войны играли в войнушку. А как не прихватизировать на станции из стоящего состава каску, разбитую и погнутую винтовку, штык. Да мало ли еще что тащили наши любопытные, рукастые пацаны. Кое-что от этого изобилия, досталось и нам. Конечно, все увлечения Шмелева были интересны нам, но не очень-то радовали его близких. Какой женщине понравится, если в ее шкафу вместо белья хранится акваланг. Кстати, об акваланге. Именно благодаря Володе Шмелеву все кривандинские мальчишки узнали, что такой дайвинг, когда такого слова никто не слышал, и могли погрузиться с аквалангом в Белое озеро на зависть всем отдыхающим. Его увлечение подводным плаванием и подводной охотой началось еще со школьной скамьи. Он уже тогда пытался увидеть подводный мир своими глазами. Связано ли было его увлечение с выходом на экраны фильма "Человек-амфибия", или просто совпало, сейчас уже не у кого узнать. С 1964 года начались их первые вылазки на Белое озеро. А в этом кроме братьев Шмелевых участвовали и их друзья: Вася Кротов, Коля Громов, Володя Коньков и другие. Первыми их масками были сварочные очки, ласты клеили из камер и покрышек, подводные ружья мастерили из трубок и медицинских жгутов. Почти сразу же Билл задумался об акваланге и первую конструкцию соорудил из кислородной подушки. Его трудовой путь по окончании школы и определился благодаря увлечению. Устроился работать спасателем там же, на Белом озере. Тогда он и смог приобрести себе и настоящие ласты, и настоящий акваланг. Вскоре появился и первый гидрокостюм. Всем его "сказочным богатством" пользовалась вся кривандинская молодежь, которая проявляла интерес к увлечениям Шмелева. Но, допуская к своим увлечениям других, Володя требовал строгого соблюдения правил. Например, если решил заняться подводным плаванием, то никакой выпивки на озере. Если кто-то не соблюдал его правил, то можно было бы забыть о его доверии, а оно дорого стоило. Кроме сказочного подарка, прикосновения к тайне водной стихии, Вовка Шмелев делал нам и другие подарки. Это те навыки и умения, который он передавал нам. Кто бывал с ним на озере, именно у него научились секрету приготовления "тройной ухи". Но такую уху, которую готовил он, врят-ли кто из нас сумеет приготовить. Для этого надо иметь такую же широкую душу, какую имел Володя.
Н.Кротов и В.Жирнов (продолжение следует)
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved." |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 21.11.2013 ) |