ТАЙНА СЕЛА КРИВАНДИНО |
Написал Administrator | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.12.2009 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Галина КрамичГлава из книги "История и тайны земли шатурской", Шатура, 2007
ТАЙНА СЕЛА КРИВАНДИНО Редкий шатурянин не слышал о селе Кривандино. В советское время его упорно именовали поселком, да и сейчас многие так считают. Ведь село предполагает наличие церкви, а сейчас там никакой церкви нет. Но церковь там была, даже не одна, а две: Воскресения Христова и Покровская. Закрыты они были уже при советской власти, в конце 30-х годов двадцатого столетия. Одну разрушили, вторую переделали в клуб, потом в жилой дом. Но речь не об этом. Давайте подумаем о названии села.
На первый взгляд, все ясно и понятно: Кривандино (некоторые еще приводят якобы более раннее название "Кривалдино") от слова "кривой". Расположено село на берегу реки Поли, значит, название произошло от характеристики местности - искривления русла реки. Действительно, река Поля здесь делает заметный изгиб, но если внимательно посмотреть на географическую карту, то не меньшие повороты русла есть и ниже, и выше по течению. Примеров топонимов, связанных с искривлением речного русла, предостаточно: Кривули, Кривуша. Но заметьте - в этих названиях нет буквы д. Да и откуда ей взяться в словах, происходящих от слова кривой. Топоним «Кривандино» явно выпадает из этого ряда. Откуда же и почему появилась в названии села буква д!
Это вольный перевод отрывка из «Голубиной книги», которая тоже считается памятником древнерусской литературы. Очень философское и глубокомысленное четверостишье: Кривда проиграла битву и потому осталась на Земле, а Правда улетела на Небо, туда, где, по мнению древних, гораздо лучше, чем на Земле, и куда попадают только избранные. Так вот получается, что название села в Шатурском районе каким-то непостижимым образом связано с этой самой Кривдой. Уж не здесь ли, на берегах реки Поли, и происходила та сказочная битва? Кто такие кривичи? Племя кривичей, наверное, самое таинственное из славянских племен. Во многих источниках оно упоминается и... не более. Говорится, что осело это племя в районе Смоленска. От них остались там многочисленные курганные могильники, которые исследуются археологами вот уже более 130 лет. И все. Как видите, ничего определенного. Нет ответов на вопросы: когда и откуда пришло это славянское племя, почему так названо? Даже с предположениями туговато. Разве что в одной научно-популярной статье, совместно написанной доктором истории Н. Гусевой и профессором филологии А. Ахуджа, встречаем намек: в числе пришедших из Европы в Индию три тысячи лет назад народов было племя криви. И еще в этой же статье рассказывается, что язычники-славяне поклонялись огню. Одно из имен бога огня - Кравьяд. А во многих древних могильниках, в том числе и расположенных в Шатурском районе, археологи находят следы трупосожжения, а также кострища от ритуальных костров. Это позволяет сделать вывод, что оставившие их люди тоже поклонялись огню, возможно, его богу Кравьяду. Не отсюда ли и название этого народа -"кравьядичи", преобразованное потом христианами-летописцами в "кривичей", то есть людей, исповедующих неправильную, "кривую" веру? Возможно, и Кривандино - это бывшее святилище, место, где совершались обряды, посвященные богу огня Кравьяду. Не зря же потом здесь возник православный погост. Как правило, христиане, боровшиеся с язычеством, ставили свои церкви в первую очередь там, где было языческое "святое место". Такая политика. Она потом повторилась, когда атеисты стали бороться с религией и устраивать клубы в бывших храмах.
Кривич. XII в. Раскопки А.Г. Векслера. Московская обл., Одинцово. Реконструкция М.М. Герасимова.
В киевской летописи кривичи описываются как народ, стоящий на низком уровне культуры, дикий, «не ведущи закона Божия, но творяще сами себе закон». Из такой характеристики ясно, что в то время, когда славяне Киевской Руси были уже христианами, кривичи еще придерживались своей языческой веры. Вместе со словенами, чудью и весью кривичи принимали участие в призвании варяжских князей, они упоминаются как участники походов князя Олега (Вещего) на Киев и «на грекы». Последний раз термин «кривичи» встречается в летописях за 1162 год. Археологи узнают погребения кривичей по характерным курганам, до них финно-угорские племена хоронили своих покойников, не насыпая над ними высоких холмов.
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved." |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 13.12.2009 ) |