Мифические гипербореи Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
14.04.2009

Борис Рудовский

Мифические гипербореи

К истории Кривандинской волости

 

                                                 Немножко хаоса

 

В Новосокольническом и Великолукском районах Псковской области, Боровичском районе Новгородской области и Тутаевском районе Ярославской области есть селения, у которых одно название – Кривандино. А в Лудзенском районе Латвии на границе с Псковской областью находится селение Криванда.

                                                                  ***

В трудах античных историков сообщается о стране Гиперборее, располагавшейся на самом дальнем, который только возможен, севере. Ее столица называлась Пола («Покой») потому, что она находилась под той единственной, центральной, звездой, которая оставалась неподвижной, в то время как остальные звезды небосвода вращались вокруг нее. Сияние этой звезды почиталось гиперборейцами в качестве Небесных Врат. Покой еще и потому, что Гиперборея не знала войн, была свободна от них. 

                                                                   ***

Существует Великокняжеская жалованая грамота Московского государства от 1537 г. о переселении ловцов бобров в Кривандинскую волость. Из той же грамоты следует, однако, что жить они будут в Ильмехотском стане. Ловить бобров им предстояло на Клязьме.

                                                                   ***

Санскрит – язык, созданный во II тысячелетии до н.э. в Индии жрецами-брахманами для записи еще более древнего изустного эпоса. Однажды, в наши времена, вологодские края посетил не знавший русского языка индийский профессор. Через несколько дней он отказался от переводчика, сказав, что местные жители говорят на понятном ему, но испорченном санскрите. Профессор ошибался, это санскрит, на котором нынче говорят в узких, элитных, индийских кругах, представляет собой переработанную местную речь.

                                                                    ***

Примерно в сорока километрах к востоку от Поли течет во Владимирской области река, которую на современных картах называют Поль. Текут обе реки примерно параллельно на определенном участке и в противоположных направлениях. На старых картах их называли еще и так: Пола и Пеля. Поскольку знатоки рекомендуют обращать главное внимание на корневые,  родовые, согласные буквы, то можно считать, что вода обеих рек издревле несет одно имя. Родственники: полюс (Pol на немецк. яз., рole на англ. яз.), поле, поляна, полынья, полон («плен»), полярная, полис (город-государство), Аполлон Гиперборейский.

 

                                                 И немножко фантазии

 

Посмотрим на сложившуюся к 9-му веку картину расселения летописных племен кривичей и вятичей.

 

 

 

 Видно, что прирастание областей расселения, колонизационное продвижение  кривичей  происходило с запада на восток, а вятичей - с юго-запада на северо-восток (по Оке), т.е. по сходящимся направлениям. Впереди были важнейшие места слияния вод Поли, Колокши, Нерли, Судогды, Клязьмы, Оки и Волги. Важнейшие потому, что треугольный участок земли у слияния двух рек был самым подходящим для строительства крепости, которая служила для  контроля над самими реками.
             Река давала, можно сказать, все – пищу (зверь, приходящий на водопой, утки и гуси в заводях, наконец, рыба), питье, единственную дорогу, чистоту тела и жилища, одежды и посуды. Но, отношение к реке определялось в те времена не только, да и не столько, сугубо практическими потребностями, сколько духовным значением воды. Последняя почиталась в качестве символа рождения-возрождения и мудрости. Отсюда – культовые обряды купания новорожденного и омовений для избавления от всяческой скверны. Мудрость же заключалась в знании того, что вода есть первоэлемент, начало всех начал. Из гимнов «Ригведы»: «Вода – первооснова всего Сущего».
          Крупное сражение между кривичами и вятичами было неизбежным и оно произошло близ Клязьмы. Вятичи потерпели тяжелое поражение и, сильно ослабленные, прекратили продвижение, и по Оке, к «Очень Большой Воде» - Волге.  
        Естественно, знаковая победа кривичей была бы невозможна без того, что позднее, в христианские времена, стали называть «Божьей помощью» и это требовало духовно-символического небесного отражения. К тому же, недалеко, на соседней реке (там, где ныне находится село Кривандино) располагалось их капище - святилище со статуей, изображающей обитающего на небесах Перуна,  языческого бога грозы и грома, воинского покровителя и предводителя князя, его дружины и всего воинства. Капище было сооружено у существовавшего здесь с незапамятных времен каменного храма. Нужно также отметить, что племена, приходя на новые места, могли давать новые имена рекам, за исключением больших рек. Относительно большой реки «культ предков» не позволял: раз больше, значит и старше,  а старших надо уважать. Самой большой рекой здешнего края была Клязьма.
            Поэтому двум соседним рекам, текущим так, что при взгляде сверху их течения вместе с течением Клязьмы «обозначают» вращение, князь дает одно имя – Пола. Главный жрец указал ему на то, что в том же направлении вращается и небосвод со звездами над гиперборейской столицей Пола, если на нее смотреть через Небесные Врата Полярной звезды. И местности, выделенной святилищем, обеими реками Пола (нынешние  Поля и Поль) и Клязьмой, было дано тоже памятное название «Криванда». В нем нашла отражение память о мудром Верховном жреце Криве-Кривейте – родоначальнике племени кривичей и источнике знаний их жрецов.
              Но, как жрецы кривичей могли знать о столице и ее связи с центральной звездой? Ведь между кривичами и гиперборейцами лежали даже не века, а тысячелетия!


 В 1903 г. вышла книга индийского ученого и потомственного брахмана Б.Г.Тилака «Арктическая родина в Ведах». Веды – это сборник самых древних (начало его составления относится ко II тысячелетию до н.э.) индийских священных писаний на санкрите, состоящий из четырех частей (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа). Кстати, в первой части, Ригведе, упоминается племя криви, а само слово «Ригведа» означает «Речь о знании» «(ригоризм-изрекать («е» звучит как «и») -изречения; ведать-знать). В книге автором, исходившим из содержания Вед, обосновано предположение о том, что в них отражены еще более древние представления, причем такие представления, которые могли сложиться только у тех, кто жил в полярной области. Например, год, согласно этим представлениям, состоял из одних суток, что может быть только там, где день и ночь длятся по шесть месяцев, а это - известные полярный день и полярная ночь. В Ведах также описаны и северные сияния, и звездная картина полярного неба.

 

В конце книги ученый писал: «Закончены наши исследования проблем родины и предков ведических арьев … Эти мифы тоже указывают на Северный полюс, как на исходную землю и других народов, кроме арьев …». Предками арьев, арийцев, и других племен и были гиперборейцы. Жрецы предков и потомков в течение тысячелетий изустно передавали из поколения в поколение эти представления.

Жизнь в Гиперборее была, по описаниям античных историков, блаженной, но, до тех пор, пока не наступило сильное похолодание. Гиперборейцы были вынуждены двинуться на юг и, в конце концов,  их потомки пришли на полуостров Индостан. Далеко не исключено, что часть из них по пути оседала на понравившихся местах, некоторые надолго, а иные навсегда. С последующим потеплением некоторые племена направились с полуострова в сторону будущей Северной Европы. Таким образом потомки криви, кривичи, и оказались на территории будущей Северо-Восточной Руси, в том числе в ее вологодских краях. Есть предположения о том, что Гиперборея является колыбелью человеческой цивилизации. Между прочим, Полярную звезду почитали с глубокой древности также и китайцы, и египтяне, и индейцы.

Ранее отмечалось, что переселяемые в Кривандинскую волость ловцы бобров должны будут, каким-то образом, жить одновременно и в Ильмехотском стане. Посмотрим на фрагмент «Карты древнего административного деления Замосковного края. Около 1650 г.» из вышедшей в 1906 г. книги «Материалы по исторической географии Московской Руси. Замосковные уезды и входившие в их состав станы и волости по писцовым и переписным книгам XVII столетия», написанной историком Ю.В.Готье (1873 – 1943, академик с 1939 г.).

Волость отмечена цифрой 13, а стан отмечен двумя цифрами 9. Нижняя цифра 9 указывает на ту сравнительно небольшую часть территории стана, которая находилась на правом, южном, берегу Клязьмы.

 

Следует обратить внимание на то, что на «карте Готье» нынешняя река Поль обозначена как Поля. Ниже показан фрагмент карты, на которой обе реки названы Пола. Эта карта приложена к книге историка М.К. Любавского (1860-1936, академик с 1929 г.) «Образование основной государственной территории Великорусской народности. Заселение и объединение центра» (XV век), изданной в 1929 г.

 

На фрагменте «карты Готье» видно, что у волости и стана в середине XVII в. не было общей территории и поэтому, казалось бы, одновременное проживание ловцов бобров в стане и волости невозможно.

Продолжим условно западную и восточную части границы волости на север до Клязьмы. Полученный участок реки будем считать северной частью границы, а ее южную часть получим, учтя место впадения Поль (Поли) с востока в Бужу. В итоге получаем границу Криванды (штриховая линия). Теперь допустим, что местность Криванда и стала первоначальной территорией Кривандинской волости («13»). Тогда мы увидим, что у волости и стана на правом, южном, берегу Клязьмы есть общий участок («13»-9). Значит, на этом участке и должны были жить переселяемые ловцы.

Названием местности Криванда объясняется и появление других селений Кривандино и латвийской Криванды. В.О.Ключевский писал в «Курсе Русской истории»: «В Древней Руси известны были три Переяславля: Южный или Русский (ныне уездный город Полтавской губернии), Переяславль Рязанский (нынешняя Рязань) и Переяславль Залесский (уездный город Владимирской губернии) … Это перенесение южно-русской географической номенклатуры на отдаленный суздальский север было делом переселенцев …». По каким-то причинам, например, из-за непосильности дани, собиравшейся с племен первыми киевскими князьями, насильственного внедрения теми же князьями христианства среди язычников, столкновений с многочисленными переселенцами из распадавшейся Киевской Руси, некоторые группы местных жителей покидали Криванду и уходили в северо-западном направлении. Они уносили с собой название той местности, где жили их предки и они сами.

 

 

                                                                                             Борис Рудовский

                                                                       

                                                                                                                  март 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Последнее обновление ( 08.05.2013 )
 
< Пред.   След. >
Advertisement
Яндекс.Метрика