ВКЛАД В ПОБЕДУ ЛЕТЧИКА ВИКТОРА БАРСКОВА |
Написал Дмитрий Павлович Барсков | |||||||||
29.05.2018 | |||||||||
Барсков
Виктор Иванович 9 сентября 1935 года
согласно приказу № 474 был зачислен
курсантом Военно-морского авиаучилища
им. Сталина в городе Ейске. В училище
попал по специальному набору ЦК ВЛКСМ
и направлению Кривандинского райкома
комсомола, в рядах которого находился
с 24 февраля 1930 г. Именно тогда, в 30-е годы,
был распространенным лозунг: «Комсомолец
– на самолет!». Родился Виктор Иванович
2 февраля (20 января ст. ст.) 1915 года в
рабочем поселке при Мишеронском заводе
(Покровский уезд Владимирской губернии)
в семье Ивана Ефимовича и Александры
Яковлевны Барсковых. Отец всю жизнь
трудился мастером-стеклодувом на заводе.
Там же начал в 1931 году свой трудовой
путь после окончания школы ФЗУ Виктор
Барсков. Работал мастером 2-й руки на
системе вертикального вытягивания
стекла. В 1933 года его назначили заведующим
заводским клубом, а летом 1934-го –
начальником пионерского лагеря. Затем
комсомол выдвинул его на работу в
райцентр Коробовского района (станция
Кривандино) уже в качестве заведующего
бюро «Союзпечати». После окончания
авиационного училища в 1937 года военный
пилот В.И. Барсков был направлен в Особый
Краснознаменный Дальневосточный военный
округ (14 ТАО, г. Спасск), где служил до
февраля 1940 г. В 1938 году участвовал в
боевых действиях против японцев в районе
озера Хасан и был отмечен знаком «Участник
Хасана». Приказом наркома обороны №
02104 от марта 1938 г. летчику В.И. Барскову
было присвоено воинское звание
«лейтенант». С 19 октября 1939 г. – старший
лётчик, а с 11 февраля 1940 г. – командир
звена 57 сб авиаполка 12 сб авиабригады
1 ОКА.
Экипаж Пе-3: ст. лейтенант Барсков В.И. (в кожанке), штурман Хомиченков Петр Фомич (слева), механик Нецветай (справа) с личным составом эскадрильи 4 ДРАП. Аэродром «Белая». Усольский район. Иркутская область. Октябрь 1942 г.
В августе 1941 г. лейтенант В.И. Барсков
– командир звена 57 «А» скоростного
бомбардировочного авиационного полка
– был направлен на фронт и в составе
10-й скоростной авиадивизии участвовал
в боевых действиях 43-й армии Западного
фронта. Своим левым флангом фронт 43-й
армии соприкасался с войсками Брянского
фронта. Здесь, на стыке двух фронтов,
немцы стремились сосредоточить силы
для удара в тыл наших армий. Бои в
августе-сентябре 1941 г. в полосе обороны
43-й армии носили ожесточенный характер.
Авиационные полки 10-й скоростной
авиадивизии обеспечивали поддержку
наших войск и производили бомбардировку
ударных группировок противника. В этот
период вылеты бомбардировщиков ПЕ-2
звена лейтенанта Барскова носили
интенсивный характер. В «Наградном
листе» на командира звена лейтенанта
Барскова Виктора Ивановича от 13 сентября
1941 г., подписанном командиром 57 «А»
авиаполка скоростных бомбардировщиков
капитаном Кожевниковым и старшим
политруком Бритовым (ЦАМО. Ф. 33. Оп.
682523. Д. 27. Л. 62–63), сообщается следующее:
«На основании приказа НКО № 0299 тов.
Барсков В.И. достоин награждения орденом
«Боевого Красного Знамени». Награда
была вручена в Москве 29 мая 1942 года.
После боев под Москвой В.И. Барсков
проходил службу заместителем командира
эскадрильи 450 авиаполка. Приказом
Южно-Уральского военного округа № 064
от 7 февраля 1942 года ему было присвоено
воинское звание «старший лейтенант».
В дальнейшем он проходил службу
заместителем командира авиаэскадрильи
4 дальнеразведывательного авиаполка.
Согласно записи в личном деле «погиб
11 ноября 1942 г. в результате катастрофы,
исключен из списков офицерского состава
приказом ГУФУ № 0108 от 27.01.1943. Место
захоронения – деревня Мальта Иркутской
области».
По воспоминаниям сестры Алевтины
Ивановны Тебекиной, жена В.И. Барскова
- Зинаида Киселёва была родом из пос.
Кривандино. Детей в семье не было. После
гибели мужа Зинаида ездила в Сибирь на
его могилу. Потом она долгое время
работала в системе здравоохранения и
проживала в г. Химки.
Барсков Виктор Иванович с женой Зинаидой. Москва. 1940 г.
Случайная
встреча или логическая предопределенность
В
ноябре 2013 года автору статьи довелось
возвращаться из рабочей командировки
на Урал. В самолете один из пассажиров
попросил поменяться местами и таким
образом я оказался рядом с Владимиром
Сманцером из города Усолье-Сибирское
Иркутской области. За два часа полета
из Екатеринбурга в Москву мы познакомились
и разговорились. Владимир Геннадьевич
возвращался через Москву в Иркутск
после участия в 1-м Всероссийском
гражданском соборе патриотов в качестве
председателя Иркутской областной
общественной организации «Патриоты
России», поскольку является одним из
авторов книг об усольских земляках-героях.
Слово за слово, я поведал собеседнику,
что веду сбор сведений о гибели своего
двоюродного дяди, фронтового летчика,
участника боев на озере Хасан и битвы
под Москвой Барскова Виктора Ивановича.
Дальше – больше. В надежде найти место
захоронения родственника, установить
его точное место гибели мною были изучены
документы в Центральном архиве
Министерства обороны РФ (ЦАМО) в Подольске.
В результате архивных поисков было
установлено, что старший лейтенант
Барсков В.И. погиб «при
исполнении служебных обязанностей»
11 ноября 1942 года и похоронен в деревне
Мальта Иркутской области. «МальтА», -
поправил меня Владимир Геннадьевич и
обещал оказать всемерную помощь в
дальнейших поисках на усольской земле.
Непостижимым образом совпало еще и то,
что деревня Мальта расположена именно
на территории Усольского района. После
возвращения о своей необычной встрече
Владимир Геннадьевич рассказал
руководителю поисково-краеведческого
отряда «Гвардейцы» кадетского корпуса
Валентине Константиновой. Гвардейцы-поисковики
уже на протяжение последних пяти лет
исследуют военную историю Усольского
района, открывают неизвестные страницы
о героическом труде авиаторов. Иркутск
в годы Великой Отечественной войны стал
одним из центров производства самолетов
и кузницей авиационных кадров для
Красной Армии в Восточной Сибири.
Подготовленные на учебном аэродроме
«Южный» и присланные фронтовые экипажи
перегоняли боевые самолеты с Иркутского
авиазавода, а также с предприятий
Комсомольска-на-Амуре на запад. Местом
промежуточного базирования был также
аэродром «Белая» возле поселка Тайтурка.
Более 26 экипажей отважных летчиков по
разным причинам погибли в авиакатастрофах
на земле Усольского и близлежащих к
нему районов Иркутской области. Буквально
по крупицам Валентина Ильинична с
мальчишками-кадетами собирают
воспоминания ветеранов о боевых буднях
авиации бывшего тайтурского аэродрома,
фотоматериалы и документы архивов,
письма родственников погибших летчиков.
О результатах своих поисков автора этих
строк усольцы регулярно информировали
по Интернету. Понимая, что работа с
удаленным от Москвы регионом вносит
весьма существенные ограничения,
руководителю отряда «Гвардейцы» была
оформлена доверенность на представление
интересов семьи Барсковых по поиску
сведений о погибшем родственнике.
Старожилы, с которыми удалось пообщаться
кадетам, по своим детским воспоминаниям
и рассказам родителей делились информацией
о летчиках, захороненных на местных
кладбищах. О результатах Валентина
Кобыльская продолжала сообщать письменно.
Весьма вероятно, что такое заочное
общение могло продолжаться многие годы,
если бы не снова «его величество случай».
Дело в том, что московская фирма, в
которой работает автор, занимается
вопросами развития цифрового телевидения
в нескольких российских регионах, в том
числе в Иркутской области. Пожалуй,
можно назвать еще одним мистическим
совпадением тот факт, что именно автора
направили в Усолье-Сибирское на
обследование городской телевизионной
башни на предмет выдачи заключения о
ее техническом состоянии перед установкой
новых антенных устройств. Шестого июня
2014 года произошел долгожданный приезд
в Приангарье к местным краеведам-поисковикам
во главе с Валентиной Ильиничной
Константиновой и Ниной Седраковной
Куршевой, состоялась новая встреча и с
Владимиром Сманцером… А потом были
многие километры на его машине по
огромным просторам Усольского района
в сопровождении корреспондента Евгении
Журбенко. В ходе этой поездки состоялись
удивительные встречи и находки, появились
новые сведения и возникли неожиданные
версии об отважном летчике и его экипаже.
Как позже написала в одной из своих
статей Валентина Ильинична, «Нас
всех навсегда связала военная история,
героическая летопись семьи, рода
Барсковых».
Встреча Барскова Д. П. с поисковиками отряда «Гвардейцы» - руководитель В. И. Константинова.
«Мы идем по следам войны» Под таким наименованием поместила подробный отчет по результатам той незабываемой экспедиционной поездки журналист-корреспондент газеты «Земля Усольская» Евгения Журбенко. Не пересказывая содержание этой статьи, приведу отдельные выдержки из опубликованного репортажа: «О военной авиабазе, которая располагалась за Тайтуркой на левом берегу Белой в годы Великой Отечественной войны, сегодня мало что напоминает. Нет ни мемориала, ни памятной таблички, ни указателя. Часть земляного полотна ушла под дорогу, взлетная полоса стала бесконечным полем, поросшим травой. А когда-то аэродром Южный использовался для тренировки летчиков и формирования экипажей перед отправкой на фронт. На этом месте, где служил и погиб в результате катастрофы старший лейтенант Барсков, чудом уцелели со времен войны два строения. Слегка покосившееся двухэтажное деревянное здание, где находится ныне амбулатория п. Тайтурка, в 40-е годы было общежитием, а помещение, что сейчас используют медики для бытовых нужд, служило летчикам столовой. И хотя здания давно сменили свое назначение, внешний вид, в них до сих пор живет дух прошлого. Иначе как объяснить тот факт, что здесь не хочется повышать голос? Если честно, то здесь вообще говорить не хочется. Ощущения на этом отрезке земли, где мужчины готовились к боевым вылетам на защиту страны искренне и беззаветно, непередаваемы. Смерть вырвала лучших ребят. Побывали и на старом кладбище в деревне Мальта. Аккуратно побеленный известью безымянный обелиск, единственный с красной звездой, заметно выделяется среди поросших травой просевших холмиков. За могилкой явно ухаживают, но чтобы утверждать, что именно в этом месте покоится старший лейтенант Барсков Виктор нужны веские доказательства. Работа в тылу на перегоне самолетов и в учебных тренировках не была легкой. Причинами катастроф были и сложные метеоусловия, и отказы авиатехники, и ошибки при пилотировании. Однако все это не умаляет заслуг военных летчиков, погибших при выполнении служебных обязанностей. И авиатор Виктор Барсков делал для Победы все, что мог, был на своем месте и достоин нашей благодарной и вечной памяти». Благодарная память сибиряков и земляков Казалось, что на этом можно было и закончить повествование об этой не совсем обычной истории, но она пока не имеет своего завершения. Усольцы продолжают кропотливую поисковую и аналитическую работу по составлению библиографической и архивной базы данных о погибших летчиках. Сведения о катастрофах при перегоне и переучивании на новую авиационную технику на территории Иркутской области в 1941-1945 гг. основаны на бесценных трудах научного сотрудника МБУК Музей «Мемориал Победы» г. Красноярска В.В. Филиппова. В Государственном архиве Иркутской области поисковики-краеведы отряда «Гвардейцы» в фонде «Катастрофы в Иркутской области» обнаружили запись №21 от 11 ноября 1942 года. «В районе аэродрома Белая», 35-11321-277, листы 407-412: «Перегон Белая – Красноярск. Самолет Пе-3 бис.№40507. Экипаж 4 ДРАП. Зам. командира эскадрильи старший лейтенант Барсков Виктор Иванович 1915 г.р. Штурман эскадрильи старший лейтенант Хомиченков Петр Фомич. Механик звена младший воентехник Нецветай. Отказ руля высоты на взлете, потерял скорость, свалился в штопор, врезался в землю». Руководитель отряда В.И. Константинова обратилась к главе Тайтурского муниципального округа с инициативой об установлении на территории бывшего аэродрома «Южный» памятника областного значения и мемориальной доски с именами летчиков погибших экипажей. Народный сход в Тайтурке дал единодушное согласие и принял решение об открытии мемориала в год 70-летия Победы. Имя летчика Барскова В.И. получило широкую известность среди жителей Усольского района еще и потому, что автор подарил свою книгу «Наша фамилия. История рода Барсковых с XVI века», в которой представлены полные сведения о боевом пути бесстрашного летчика, поисковикам-краеведам и тайтурской библиотеке. Председатель клуба «Патриоты России» В.Г. Сманцер передал все накопленные материалы в Иркутский областной краеведческий музей, в котором развернута экспозиция о подвиге летчиков-перегонщиков. Имя летчика не забыто и на его «малой родине». На обелиске в пос. Мишеронский и в «Книгу Памяти» Шатурского района Московской области занесено имя земляка – Барсков В.И. (1915 – 1942). Автором в Мишеронский музей боевой и трудовой славы на постоянное хранение передана папка с архивными документами ЦАМО из личного дела старшего лейтенанта Барскова В.И. Накануне праздника «День защитника Отечества» 22 февраля 2015 года представители рода Барсковых собрались в Мишеронском и отметили 100-летие отважного летчика. 20 августа 2016 года в пос. Тайтурка Усольского района Иркутской области в районе бывшего аэродрома «Южный», по результатам работы поисковых отрядов на месте будущего памятника тринадцати экипажам летчиков, погибших при перегоне самолетов – пикирующих бомбардировщиков ПЕ-3 с Иркутского авиационного завода №39 им. Менжинского на фронт, заложен «камень – Памятный знак».
Диплом участника XX Международных научных чтений имени И.И. Сикорского
26 апреля 2018 г. за доклад "Вклад в Победу летчика Виктора Барскова", г. Санкт-Петербург.
Дмитрий Павлович Барсков, краевед-исследователь, кандидат технических наук, член Московской городской организации Союза писателей России
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved." |
|||||||||
Последнее обновление ( 29.05.2018 ) |
< Пред. | След. > |
---|