Главная arrow Краеведение arrow Пра, Шатурское и Валдеевское озера
Пра, Шатурское и Валдеевское озера Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Н.Д.Чистяков   
16.12.2016
Пра

  Невелика речка Пра, да прославилась на всю Россию. Не великими размерами своими (как, например Амазонка), не изобилием осетровых (как в былые времена Волга), а всего-то одним своим отличием – зато каким! – красотой. Эта неброская, но впечатляющая красота нашей реки навсегда осталась в сердцах у тех, кто хоть раз бывал на её берегах и любовался неповторимыми картинами почти неподвижных вод и берегов, сплошь покрытых  мелколесьем и местами, ещё сохранившимися вековыми борами. Про любителей подлёдного лова и говорить нечего они съезжаются сюда аж из трёх областей: Московской, Рязанской и Владимирской. Благо, и речка-то течёт на стыке этих трёх областей. Да, богата и красотой, и рыбой Пра, но нас интересует другое, а именно: что значит её название?

Прежде чем двинуться дальше в рассмотрении интересующего нас вопроса, мы должны сделать небольшое исторической отступление. Когда-то в центре Северного Ледовитого океана находился материк Арктида, а южнее – большой остров Атлантида. На них существовала высокоразвитая цивилизация. Эту таинственную страну за Полярным кругом в науке принято называть Гиперборей. В результате развивавшейся около 12 тыс лет назад грандиозной катастрофы, причины которой до сих пор учёным не ясны, Атлантида мгновенно погрузилась на дно океана (Атлантического), а Арктида погружалась медленно, на протяжении довольно длительного времени. Это дало возможность её жителям переселиться на север Европейской части России и двинуться дальше на юг, ибо климат на Севере резко изменился: наступило похолодание. До этого был тропический климат. Кому-то такое утверждение может показаться невероятным, но нашему великому уроженцу Севера М.В. Ломоносову это было ясно уже в XVIII веке: «… в северных краях в древни веки великие жары бывали, где слонам родиться и размножаться… можно было». Знал Ломоносов и о судьбе Атлантиды, упоминание о ней мы встречаем в его трудах.

Русы, двигаясь в южном направлении, заселили Европу, Ближний восток, Среднюю Азию и далее на восток до Индии включительно. А спустя несколько тысячелетий началось движение в обратном направлении. И приходя на когда-то оставленные, но хранимые в памяти поколений (в сказках, былинах, легендах) местах, русы снова встречались со своей ПРАродиной, где когда-то жили их предки ПРАщуры. И расселившись по берегам понравившейся реки, они любовно называли её ПРАрекой, а со временем просто ПРА. (Если кому-то история с Гиперборей покажется невероятной, готов в отдельной публикации подробно рассказать о нашей северной прародине).

А теперь рассмотрим интересующий нас вопрос с позиции науки о языке. В древности основой слова были согласные звуки, гласные большого значения не имели. Они часто менялись, но на смысл слова эти изменения не влияли. Множество таких примеров мы встречаем в русских летописях. Итак, основу интересующего нас слова составляют два согласных звука – ПР. Что они значат?

 

pra.jpg

 

Исток р. Пра из Святого озера

 

Для выяснения истины обратимся к однокоренным словам из русского и других родственных языков. Русское слово «Пруд» означает небольшой рукотворный водоём, а украинское «Пруд» - быстрое течение, Болгарское «Пруд» - мельничная запруда. Вспомним русское «заПРуда». Древнерусское «ПРудъ» - поток, напор; запруженное место. Чешское «proud» - поток, течение; словацкое «prud» - поток, течение. Польское «prad» - поток, течение. Как мы убедились, корень ПР – в большинстве славянских языков означает «поток, течение». Но «поток, течение» - это, попросту говоря, и есть река. Вот мы и получили искомый результат.

Остаётся добавить, что в названиях рек ДнеПР, Припять мы встречаем тот же самый корень. А если углубиться в историю, то увидим: в древних летописях Днепр именуется Непра, а наша Пра – Тепра. Что значит Тепра? Может быть, это другое слово и другой корень? Нет, несмотря на непривычное написание, корень тот же самый. Дело в том, что в ты пору, когда создавались летописи, бумага была очень дорогой и в целях экономии буквы писались сплошняком: ТЬПРА=Ть Пра. На современном языке – та Пра. Какая «та»? Мы уже объясняли: та, что осталась на далёкой северной прародине и на берега которой – теперь уже навсегда – возвратились наши предки.

 
Н.Чистяков
 

 

 

Шатурское озеро

 

- Позвольте вас поправить, - вступает в разговор начитанный шатурянин. – Название должно быть не «Шатурское озеро», а «Шатурские озёра». У нас их несколько: Святое, Муромское, Белое, Чёрное и др. – но озера с названием Шатурское, извините, нет.

- Позвольте вам этого не позволить, - отвечаю я ему словами Манилова. – Никакие поправки не требуются. Я не собираюсь доказывать, что оно входит в группу Шатурских озёр. Такого озера там действительно нет. А у нас – в Приозёрной Ялмати – такое озеро, извините, есть. И это подтверждается документально. В «Сборнике статистических сведений по Рязанской губернии» за 1887 год в описании д.Селянино читаем: «Надельная земля находится в одной меже и имеет форму треугольника, основание которого омывает р.Ялма, образующая в этом месте два озера: Шатурское и Валдеево» (стр.6). И если исходить из названия озера, то коренными шатурянами являемся именно мы, жители Приозёрной Ялмати, а не жители г.Шатура, ибо наше название уходит в глубину веков (возможно, тысячелетий), а история г.Шатура исчисляется десятилетиями (шутка). Приведённое выше на первый взгляд совершенно ясное сообщение всё же требует определённых пояснений. Если мы посмотрим на современную карту, то увидим, что д.Селянино расположена недалеко от р.Пра, а не Ялмы. Разрешается это мнимое несоответствие очень просто: в ту пору правый рукав р.Пра, образующей Шатурское и Валдеево озёра, назывался Ялмой.

 

schatur_oz.jpg
Шатурское озеро

 

   В северной части Шатурского озёра расположен Микулин остров. В конце XIXв. М.Я.Попова основала на нём Александро-Мариинский женский общежительский монастырь. В 1918г. он был закрыт новой властью, а в 1931г. в пустующих зданиях бывшего монастыря открылась оздоровительная база редакции газеты «Известия». Микулин остров, высокий, с обрывистыми берегами, своим величием и красотой производит неизгладимое впечатление. В древние времена именно на таких островах (высоких и величественных) наши предки устраивали святилища, где поклонялись своим богам.

   Наиболее известным из островов подобного типа является о.Рюген, расположенный в юго-западном углу Балтийского моря. Название острова происходит от западнославянского народа «руги». Римский историк Тацит писал, что в первом веке нашей эры на западной части южнобалтийского Поморья проживает народ «ругиев». Западноевропейская хроника также упоминает этот остров и называет его Ругини.

   «Ругиями, ругами» западноевропейцы называли русов. То, что это действительно так, видно из простого примера. Княгиня Ольга, жена князя Игоря, в немецких хрониках именуется «королевой ругов», т.е. русов. Впрочем, были и другие варианты названия этого западнославянского народа: руги, рутены, русины, русцы, ройаны, раны. По одному из названий народа этот остров стал называться Руян.

   По данным арабских авторов, на острове проживало 100000 жителей. Они были отличными мореходами, были храбры и воинственны, слава о них гремела во всех окружающих землях. Действительные подвиги обрастали легендами, и подлинный Руян превращается в сказочный Буян.

   А теперь нам вышел срок,

   Едем прямо на восток,

   Мимо острова Буяна ,

   В царство славного Салтана….

   Если посмотрим на карту, то убедимся: путь в Русскую Землю лежит на восток, мимо острова Руяна (Буяна). Пушкин и здесь, как всегда, точен.

   Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, остров Руян (Рюген) занимал особое положение среди соседних славянских земель. Он являлся признанным центром западнославянской (вендской) цивилизации, одновременно религиозным, военным и государственным. Столица ругов – город Аркона – возвышался на скалистом северном берегу острова Руяна. Мощные укрепления делали его неприступным со стороны Балтийского моря. Внутри город был украшен храмами, посвящёнными славянским богам.

   Самый большой и красивый храм был посвящён главному богу западных славян –Свентовиту. Его огромная скульптура с четырьмя головами означала власть этого Бога над всеми четырьмя сторонами света и четырьмя временами года, т.е. его власть простиралась и над временем и над пространством. А время и пространство - это весь мир, весь космос, власть была космической, вселенской. В правой руке Святовит держал рог, украшенный драгоценными металлами, в левой руке – лук. На бедре висел огромный меч в серебряных ножнах. У его ног лежали узда, седло и щит. Здесь же хранилось священное знамя Святовита.

   После уборки урожая в сентябре великое множество народа собиралось в Аркону на свой главный праздник. Накануне праздника верховный жрец начисто подметал пол в храме. На следующий день в присутствии собравшегося народа он вынимал из руки божества рог, наполненный вином на прошлогоднем празднике. Если вина убавилось не намного, следующий год предсказывался плодородным. Если же убыло много, год ожидался неурожайным. Объявив волю Бога, жрец выливал вино из рога под ноги Святовиту и наливал в рог новое. После этого он пил из рога за здоровье Святовита и просил Бога дать народу и Отечеству своему изобилие, богатство и победу над врагами. Выпив рог вина, жрец наполнял его заново и ставил в правую руку Святовита.

   Затем приносили пирог из муки и мёду в человеческий рост размером, ставили перед Святовитом. Жрец становился между пирогом и скульптурой Бога и спрашивал народ, видно ли его. Если отвечали, что не видно, жрец благодарил Бога за обильный урожай и просил о богатом урожае следующего года, чтобы вновь испечь такой же пирог.

   Благословляя народ именем Святовита, жрец наказывал почитать Бога, приносить ему щедрые жертвы, тогда Бог будет милостив и даст обильные урожаи, победы над врагами на суше и на море. После этого начиналось пиршество: все пили и ели до отвала, ибо мало есть и мало пить считалось неуважением божества.

   Аркона прославилась также своими предсказаниями. Для гаданий к храму Святовита приезжали представители всех соседних народов. В храме был священный белый конь Святовита. К нему относились с великим почтением: руги верили, что на этом коне сам Святовит сражался против врагов. Главный жрец Святовита кормил коня и только он один имел право садиться на него. Перед началом войны проводились гадания с конём. Перед храмом втыкали в землю три пары скрещённых копий. После молитвы жрец выводил коня и скакал на нём через копья. Если конь на скаку заносил вперёд правую ногу – это предвещало победу, если же левую – это считалось плохим предзнаменованием, и поход отменялся. Гадали также при помощи деревянных дощечек, у которых одна сторона – белая, другая – чёрная. Дощечки метали: если наверху оказывалась белая сторона – это сулило счастье, если чёрная – это не к добру.

   Арконская святыня и гадания при ней пользовались огромным уважением не только среди ругов, но и у всех балтийских славян. Это уважение переносилось и на живущих на острове ругов, расположенных наиболее близко к этой святыне. Балтийские славяне, прежде чем начать какое-либо великое дело, посылали гонцов на остров, узнать мнение руянского народа, которого почитали и боялись за связь их с богами.

   При храме постоянно находилось 30 конных воинов. В мирное время они служили почётной охраной храма, а в военные годы принимали участие в походах, забирая третью часть воинской добычи в пользу храма. Дары храму проносили не только жители острова Руян (Рюген). Славяне балтийского Поморья также совершали жертвоприношения, а датский король Свен подарил храму золотую чашу.

   На сегодняшний день нет общепризнанного объяснения названия столицы острова. Среди учёных есть такое мнение: так как главным прорицателем храма Святовита был богатырский конь белой масти – «Яр конь», то, возможно, отсюда и происходит название города Арконы. Итак, Аркона значит – город Ярого коня.

   Всё население славянского Поморья признавало Арконский храм своей святыней. Вера в эту святыню была настолько велика, что и сам остров стал восприниматься как религиозный центр западнославянского мира. Именно поэтому многие русские заговоры начинаются словами: «На море-океане, на острове Буяне…». До наших дней дошёл обычай: прибивать над дверью подкову «на счастье». Подкова, как и конёк на крыше крестьянского дома, являлись символом священного коня Святовита.

   Немцы и датчане в течение четырёх веков ведут войны против западных славян, оттесняя их на восток, а на захваченных землях насильно обращают в католическую веру и онемечивают местное славянское население. В 1166 году датский король Вольдемар, названный так в честь своего прадеда Владимира Мономаха, с большим войском и вспомогательными отрядами зависимых ободритского и поморского князей высадился на острове Руян (Рюген), захватил крепость Аркону, разрушил храм Святовита и уничтожил его статую. Уничтожение культурных и религиозных ценностей других народов – это одна из отличительных черт западной цивилизации. К сожалению, эта «традиция» сохраняется и в XX веке: на временно захваченной советской территории гитлеровцы уничтожили 17000 православных храмов. В наши дни на захваченной сербской территории (Сербская Краина и Косово) уничтожаются православные храмы.

   Датчан на острове сменили шведы, затем остров стал немецким, таковым он является и в наши дни. Вера славян была заменена на католическую. Но полностью уничтожить следы пребывания ругов на острове так и не удалось. Слегка изменённые славянские названия свидетельствуют о коренных жителях острова. Далеко в море вдаётся мыс Гёрген (Горный), рядом стоит огромный гранитный утёс Бускахм (Божий Камень), есть на острове урочище Свентегара (Святая Гора), в центре реки Дивеновы расположилась деревня Свянтуст (Святое устье). И в наше время на острове Рюген многие населённые пункты носят славянские названия: Озериц (Поозериц), Густов, Медов, Руссевазе, Рускевица и другие.

   …Название нашего острова - Микулин – говорит о глубокой древности названия и проживающего здесь русского населения. В основе названия озера лежит слово «шатур» - от древнерусского и санскритского «чатур» (четыре). Но какое отношение к названию озера может иметь цифра «четыре»? Мы полагаем, что на острове находилось святилище бога Перуна, и в определённый день (точнее, в лунную ночь) туда на лодках съезжались мужчины из близлежащих деревень. В ту пору у каждого из главных русских богов был свой день для поклонения. Перуну поклонялись в четверг, эхом того далёкого времени звучит поговорка «после дождичка в четверг». Итак, Шатурское – это озеро, по которому в четверг ездили на поклонение Перуну, другими словами, «четверговое» озеро.

   Однако есть исследователи, которые твёрдо следуют ими же установленному правилу: искать корни русских названий в любом языке, кроме русского. Они считают, что основой слова «шатур» являются «чат» («шат») из тюрских языков (означает – рукав реки, междуречье) и элемент «ур» из финно-угорских языков (означает – гора, возвышенность). Их объяснение названия «шатур» - «возвышенность в междуречье».

    Итак, наши предки (если верить этим «исследователям») решили назвать озеро «Возвышенность в междуречье». Ну, не могли они так назвать: ведь не глупцы же они были! Но поверим «исследователям»: допустим, назвали. Далее (если верить «исследователям») они решают отправиться за тридевять земель (рядом тюрков не было) к тюркским народам с одной единственной целью: узнать, как звучит на тюркских языках слово «междуречье». Другие наши предки пойдут узнавать у финно-угорских народов, как на их языке называется «возвышенность». Есть хоть один из читателей, который поверит в такую нелепость? На практике такое (даже теоретически) невозможно. Невозможное становится возможным только в ненаучных фантазиях «исследователей». И последнее – главное: такого способа словообразования как «шат+ур» в русском языке не существует. Такой способ существует только в фантазиях «исследователей».

    После всего вышесказанного, надеюсь, всем читателям стало ясно: и в основе названия г.Шатура, и в основе названия Шатурского озера лежит древнерусское и санскритское слово «чатур («шатур»), означающее - четыре.

 

 Н. Чистяков

 

Валдеевское озеро

 

 

В нашем краю несколько озёр, словно бусы на нитку, «нанизаны» на р.Пра. И своим возникновением они обязаны разливам именно этой реки. За Святым озером (Филисовский плёс) разлилось озеро Шатурское, а следующее – Валдеевское (Валдево) озеро. Об этом озере и его названии и пойдёт наш разговор. В наших школах подробно изучаются греческие и римские боги, русские почти не изучаются, и большинство окончивших школу, как правило, не только не знает их имён, но и вообще не имеет о них никакого представления.

Один из них Велес – бог скота и богатства, мудрости и поэзии. Его почитали и воспевали наши предки.

О, бог Велес! Ты наше Солнце,

Освещающее поля!

Ты и Месяц и Звёздный Пояс!

Ты цветущая наша Земля!

На Руси он назывался «скотьим Богом». Русы знали, что он не только является владыкою и пастырем небесных стад в Ирии (Раю), но и покровительствует и охраняет земные стада. А так как с давних пор стада были символом богатства, то Велес, естественно, был и богом богатства. Не меньшим почтением он пользовался и у земледельцев. В давние времена Велес попросил верховного бога Сварога сковать ему плуг и дать железного коня. И тогда Велес научил людей, как «землю орати (пахать) и зерно сеяти». А так как урожай напрямую зависел от небесного молока, проливаемого стадами дожденосных туч, то он считался основным покровителем земледельца. В благодарность на сжатом поле оставляли пучок колосьев «Велесу на бородку», по-другому – «Велесову бородку». Волхвы также почитали Велеса (Волоса), само их имя происходит от «волохатый, волосатый». Здесь Велес предстаёт как бог мудрости. Известно также, что он был покровителем певцов и поэтов, они себя считали «велесовыми внуками».

«О, Бояне, Велесов внуче,..»

читаем мы в «Слове о полку Игореве».

Начав разговор о Велесе, просто невозможно не упомянуть «Велесову книгу». В разные времена случались находки, которые оказывались огромным вкладом в культуру нашего народа. В 90-х годах XVIII-го века графом А.П.Мусин-Пушкиным было найдено «Слово о полку Игореве» - шедевр не только русской, но и мировой литературы. Век девятнадцатый не принёс подобных открытий. И как-то не верилось, что в «железном» ХХ веке может явиться нечто равнозначное «Слову». Но «чудо» произошло. Была найдена «Велесова книга» - «языческая летопись» (определение С.Лесного), «Священное писание славян» (определение А.Асова). По значению эта книга не только сравнима с «Повестью временных лет», но в определённом смысле превосходит её. «Повесть временных лет» излагает события русской истории с 862г. (призвание Рюрика) и до 1113г. (время создания «Повести»). А «Велесова книга» начинает историю русов примерно с ХХ тыс. до н.э. и более подробно излагает её с начала 1 тыс. до н.э. Таким образом, начало нашей истории автоматически отодвигается примерно на 1500 лет назад, если вести отсчёт от времён Рюрика. «Велесова книга» уже изучается в школах Украины и Белоруссии, будем надеяться, что и в российских школах будет снят запрет на её изучение.

 

valdeev_oz.jpg

 

Валдеевское озеро
 

Теперь мы имеем представление о Велесе, которого часто называли коротко – Вал. Он был среди прочего, как вы помните, и «скотьим богом». На озеро гоняли скот на водопой, при этом, конечно, не забывали помянуть Велеса-Вала, возможно, поэтому и стало озеро называться Валдевым, т.е. Велесовам. Не именем же чужого бога называть озеро!

Известны в славянской мифологии и Вилы – прекрасные юные девы, в тонких белых одеждах и с распущенными косами. Подобно русалкам, они обитают в воде, голос у них прекрасный, сладкозвучный. Но беда человеку, который прельстится Вилою. У А.С.Пушкина встречаем:

Расскажи, какое ты творенье:

Женщина ль тебя породила

Иль богом проклятая Вила?

«Песни западных славян»

От Вилы также могло произойти название Вилдево-Валдево, т.е. Русалочье озеро. Ну, какому же, как не Русалочьему, быть озеру, расположенному в лесной глуши!

Следуя дальше в наших поисках, мы обратимся к санскриту. В нём встречаем три очень близких по звучанию слова: «вал» - поворачиваться, «вела» - 1) граница, 2) морской или речной берег, 3)«вилас» - блестеть. Все они по смыслу близко связаны с предметом нашего исследования. Вытекая из Шатурского озера, Пра делает поворот и разливается, образуя Валдеевское озеро. Река всегда являлась границей, а наш озёрный берег одновременно является и речным, ибо, как уже сказано, в озеро впадает и вытекает Пра, и само озеро – это разлив реки. Сейчас озеро заросло, а в те далёкие времена оно, без сомнения, было чистым и блестело на солнце. Из этого следует, что озеро могло называться Поворотным, Пограничным, Речным, Блестящим (Сияющим). В этот же ряд вписываются «woel» - древнеанглийское «река, море» и индоевропейское «uol» - «вода».

Прежде чем двинемся дальше, небольшое пояснение. Саудовскую Арабию мы называем Саудовской Аравией, т.е. для нашего языка замена «б» на «в» (и наоборот) вполне естественное явление. Поэтому приводимый в нижеследующих словах корень «бал» равнозначен корню «вал». В санскрите слово «балада» имеет два значения: 1) бык, 2) дающий силу. Если мы вспомним скотьего бога Велеса, то «бык» гармонично вписывается в это название. Бык (и обитавший до XVII века в наших краях дикий бык – тур) – это могучее животное, и если с ним связано название озера, то, естественно, вода из такого озера придаёт силу. Санскритское же «бала» - подношение, дар, жертвоприношение (пищей) – также закономерно вписывается в наш смысловой ряд. Если озеро носит имя бога Велеса, то, естественно, на берегу находится святилище бога, куда и приносят ему жертвоприношения. В санскрите не случайно уточняется, что жертвоприношение приносится пищей: слявяне кровавых жертвоприношений (людьми и животными) не делали.

В словаре Даля в статье «Балда» читаем: «Балдовина – тинистое, карасёвое озеро». Так оно и есть: Валдеевское – это тинистое, карасёвое озеро. Известно даже и не рыбакам: где тина, там и караси. Были в русском языке и такие, ныне забытые, слова: «балия» – колдунья, волшебница; «балий» - волшебник. Колдовское озеро – ну, где ещё прятаться колдунам, как не в этом глухом месте! Знали наши предки и слово «балтина» - лужа, водоточная яма. Как я уже объяснял, Валдеевское озеро – проточное, и можно сказать, что маленькое озеро – это большая лужа. Заметьте: слово «балтина» явственно перекликается с Балтикой, а Финский залив жители северной столицы шутливо называют Маркизовой лужей.

У нас, краеведов, нередко бывает так: собираешь материал по какой-либо теме, и тут, как говорится, на ловца и зверь бежит. Имею в виду «случайные» находки.

Стоим мы как-то летним вечером на улице у нас в Филимакино. Славно поработали на огородах, спешить некуда, беседуем о том, о сём. Вдруг Гена С., указывая на солнце, говорит:

-Балда-то уже садится.

Я в восторге от услышанного.

-Послушай, Гена (он родом из д.Пронино), ты сам это придумал или у вас в Пронино старики так говорят?

-Почему старики? – усмехается Гена. - У нас все так говорят.

-И у нас в Мордовии так говорят, - вступает в разговор Лёша К.

-Неужели в мордовском языке есть слово «балда»? – удивляюсь я.

-Да нет,- спокойно разъясняет Лёша. – У нас там, в Мордовии, как? Наше село – русское, следующее – мордовское, а дальше за ним – татарское. Вот в нашем селе так и говорили.

Тут есть над чем поразмышлять. Ни в одном из словарей слово «балда» в таком значении не отмечено. Зато в известном всем слове «футбол» (англ. foot нога+ ball мяч) вторая часть «балл» означает шар. К слову, чехи, блюдя чистоту своего языка, перевели это слово как «ногомёт». Сейчес, когда нам упорно навязываются трудно произносимые и неблагозвучные английские слова вместо понятных и красивых русских, пример чехов – прекрасный повод задуматься: а нужен ли нам этот словесный иноземный мусор?

Продолжим поиски. В слове «баллон» (фр. ballon полый шар) тот же самый корень. Одно из значений русского слова «набалдашник» - шаровидное утолщение на конце трости, палки и т.п. В Олонецкой губернии в этом же значении употреблялось слово яблоко. Во всех этих примерах корень «бал» означает «шар». Но ведь именно этот корень и именно в этом значении и употреблён в слове «балда» (солнечный шар). Выходит, что и Гена, и Лёша действительно ничего не придумывали. Просто в этих селениях сохранилось одно из древних названий солнца. Следовательно, Балдево-Валдево озеро можно перевести на современный русский язык как Солнечное.

И ещё один «счастливый случай». Профессор Ю.Д.Акашев подарил мне свою книгу «Имя твоё – росъ». В этой замечательной работе моё внимание привлёк отрывок (с.127-128), имеющий самое прямое отношение к теме нашего разговора. «… имя этого божества (Велеса – Н.Ч.) следует соотнести с именем демона Вала, который запер коров в скале с таким же названием (vala – буквально «замыкающий). «Проломил преграды Валы», «раскрыл мрак вместе с утренней зарёй, солнцем» и выпустил коров «Индра могучий», «Индра-громовержец». Из процитированных гимнов «К Индре» становится понятным не только, почему славянский Волос ассоциируется с нечистой силой, бесом, подземным миром (он демон скалы, он запер коров в мрачной пещере, он совершил зло), но и почему ему поклонялись скотоводы и считали богом-пастухом (он сберёг коров, он пас их под землёй) и почему его особо почитали купцы (скот – основное богатство арьев и древних росов-скотоводов)». Мнение крупного учёного, высказанное им при анализе «Ригведы», является ещё одним аргументом в пользу нашей точки зрения. Вал (в «Ригведе» демон и одновременно спаситель коров – покровитель скотоводов у славян) и Валдево – близость этих слов и их смысловых значений несомненна.

Недалеко от Валдево расположено созвучное ему болото Мелдево. На первый взгляд его название так же непонятно, как и Валдево. Мы, как всегда, отправимся в поиск знакомой тропой, и всё неясное и непонятное станет ясным и понятным. В словаре Даля есть слово «мелда» - иловатая, белесоватая почва. В Мещёре иловатая почва бывает только в низинах, на высоких местах, как правило, почвы песчаные. Давно подмечено, что низкие иловатые места, заливаемые в половодье, ежегодно слегка опускаются. Вероятно, сначала здесь и были иловатые низкие почвы. Низины весной заливало разливом Пры. Кончалось половодье, оставшаяся в низинах вода застаивалась, гнила, низины зарастали болотной травой, для земледелия уже не годились и постепенно на протяжении веков превращались в болото. Индоевропейское «мелд» - спадать (опускаться) подкрепляет наше предположение.

Есть в словаре Даля слово «молодь» - молодая лесная поросль. Болото, расположенное за леском («молодью») или окаймлённое леском («молодью»), могло соответственно называться Молодево-Молдево-Малдево. Молодой лесок не может быть неизменным, он подрастает, становится лесом, а название остаётся неизменным. Есть у Даля и глагол «меледить» - рябить, туманить (в глазах). Если надышаться дурманящим запахом багульника, растущего по краям болота, то в глазах действительно начнёт и рябить и туманить. Может быть и иное: в дымке испарений, висящей над болотом, стираются очертания противоположного берега, и кажется, это в глазах туманит. Ну и пусть в глазах рябит и туманит, зато название стало ясным.

 

 Н.Чистяков

 

Комментарии
Добавить новый Поиск
Виктор  - Гидронимы   |2017-01-30 22:38:33
На фото озера Валдеево - лодочный причал озера Мелдево.
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Последнее обновление ( 22.12.2016 )
 
< Пред.   След. >
Advertisement
Яндекс.Метрика