Феликс Робертович Штильмарк |
Написал Administrator | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.04.2011 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.Р. Штильмарк сделал существенный вклад в развитие этических основ заповедного дела. Ученый полагает, что первопричиной, первоосновой природоохраны являются идеалистические мотивации: "по сути-то, истинные корни природоохранного дела лежат в самых глубинных слоях общественной нравственности, в его религиозно-моральных основах" (Штильмарк, 1991). И дальше: "...человек, искренне любящий дикую природу, остается скорее язычником, чем христианином. Утром я, как правило, предпочитаю пойти в ближайший лес, а не стоять со свечой в храме, дыша чужим потом и ладаном. Вид старого дерева, живописной скалы или бурного моря восхищают меня более, чем икона" (Штильмарк, 1999а).
Ученый, описывая деятельность известного российского природоохранника
Н.Ф. Реймерса, вводит такое новое понятие как "религиозный эколог": "в
реальной жизни он истово боролся за охрану природы, за торжество
экологии и верил, что делает дело "божеское". По Ф.Р. Штильмарку
"религиозный эколог" более язычник или пантеизм, чем христианин, ибо "не
идет в храм, но видит Божий рай в окружающей его природе, он
благоговеет перед нею" (Штильмарк, 2001а).
Вслед за классиком заповедного дела Г.А. Кожевниковым, Ф.Р. Штильмарк
является активным поборником принципа стремления к абсолютной
заповедности. По его мнению, "заповедано все, что оставлено в
неприкосновенности" (Штильмарк, 1981). Абсолютная заповедность - это
когда дикой природе дозволено все. Как справедливо полагает ученый, по
идее в заповедниках не должно быть не только браконьеров, но даже
охранников и научных работников. Весь менеджмент заповедников должен
быть направлен на достижение абсолютной заповедности.
"Главное же - оставить заповедник и всю его заповедную природу в покое,
не беспокоиться о ней, не переживать, что там погибнут кабаны от
перенаселенности или бескормицы, что вороны выклюют птенцов цапель, что
расплодятся лоси, которые съедят лесной молодняк и что возникнет "эталон
деградации"... Само собой - не рубить лес и пусть он зарастет, как ему
вздумается, вот это и будет дикая заповедная природа, которую сейчас
чаще можно найти вне территории официальных заповедников, чем в таковых.
И это - быть может, главное богатство нашей страны" (Штильмарк, 1999а).
Естественно, у разных заповедников могут быть различные результаты. Но
здесь важна не конечная цель - идеал, а постоянное стремление к ней. Как
полагает ученый, этот идеал "чаще всего, не есть достижимая цель, а
только направление движения" (Штильмарк, 1999а).
В статье "Абсолютная заповедность как высшая форма экологической этики"
Штильмарк пишет: "Сама по себе мечта об абсолютной заповедности
безусловно идеалистическая, как и учение о ноосфере ("сфере разума"). Но
не пора ли нам, наконец, хотя бы понемногу отвыкать от советских
стереотипов, когда только сугубо материалистические подходы
рассматривались как положительные, а словом "идеалист" клеймили некие
"буржуазные" представления (...). И экологическая этика, и понятие о
подлинной заповедности опираются на высшие человеческие ценности, а не
только на сугубо научные взгляды об эталонах природы, системах ООПТ и
сохранения биоразнообразия. Умственность довлеет над чувствами, но
все-таки именно они, чувства, лучше управляют людьми, определяя их
поступки и поведение. Поэтому идеалисты, считающие, что спасти природу
может только любовь, по нашему убеждению, более правы, чем те, кто
призывает к разумному управлению биоценозами, регуляции численности
животных, рациональному природопользованию и т.п." (Штильмарк, 2001б).
Основные даты жизни и деятельности Ф.Р. Штильмарка
К.В. АВИЛОВА
В прагматичном XXI в., казалось бы, трудно найти человека, всю жизнь самоотверженно и бескорыстно преданного одной научной и идеологической концепции. Таким человеком был доктор биологических наук, охотовед, историк и философ Феликс Робертович Штильмарк. До последних дней он отстаивал и развивал идею одного из главных национальных достояний России – системы государственных природных заповедников. Он лично претворял ее в жизнь, создавал экологическую и географическую базу, проектировал и организовывал десятки особо охраняемых природных территорий, преодолевая невероятные трудности то в сложнейших полевых условиях, то в кабинетах чиновников. И писал об этом увлекательные художественные книги. Последняя из них, «Идея абсолютной заповедности», выходит, увы, посмертно.
«Советские заповедники, быть может, одно из очень немногих светлых пятен на всем восьмидесятилетнем фоне недавнего прошлого. Недаром известный американский историк Дуглас Уинер назвал их «архипелагом свободы», а на первом международном конгрессе по биосферным заповедникам они были признаны эталонными для всей мировой системы», писал Штильмарк в альманахе «Живая Арктика».
Только постигая и сохраняя гармонию биосферы, мы можем «лечить» или прогнозировать разнообразные экологические «недуги» современности, ведущие и к нездоровью человечества. Эта простая истина не вчера родилась, в ней опыт поколений и мудрость предков. И истина эта стала стержнем всех трудов и действий классика заповедного дела Феликса Штильмарка. Стала она и главной темой в его последней книге. Подзаголовок ее: «Помни праотцов – заповедного не тронь!» взят из толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля.
Основные положения концепции заповедного дела, заложенные выдающимися отечественными учеными В.В. Докучаевым, И.П. Бородиным и Г.А. Кожевниковым еще в начале XX в., постоянно развивались в трудах и делах Феликса Робертовича, материализовались в заповедной системе России. Мировая практика, кстати, начала воплощать некоторые принципы заповедного дела лишь спустя десятилетия после их становления и закрепления в нашей стране.
«Невольно перебирая в памяти прошедшее, я часто вспоминал свои таежные походы в качестве научного руководителя при создании новых заповедников, проектировщика-изыскателя заповедных границ. Было их немало – Сохондинский в Забайкалье, «Малая Сосьва» и Юганский в Западной Сибири, Таймырский и Центральносибирский в Красноярском крае. Да, занимался проблемами заповедного дела с полной самоотдачей, пробивая новые заповедники, а ведь история рождения каждого из них – это целый роман, а то и детектив».
Феликс Робертович подчеркивал, что за всю жизнь не добавил ни единого слова к тому, что было заложено предшественниками, последовательно проводя преемственность в российской науке. Вот краеугольные камни отечественного заповедного дела:
– бессрочное функционирование;– полный запрет хозяйственной деятельности; – исключительное право землепользования; – управление, направленное на абсолютную заповедность (выделение участков, вообще не испытывающих прямого влияния человека).
Не удивительно, что идеология заповедного дела подвергалась гонениям. Главный труд жизни Феликса Робертовича – «Историография Российских заповедников», насыщен такими примерами. «Самое печальное, что наши заповедники, как вновь создаваемые, так и старые, постепенно преображаются, утрачивая свои исконные свойства, превращаясь из природоохранительных и научно-исследовательских учреждений в хозяйственные... Ни экотуризм, ни экопросвещение, ни даже иностранные инвестиции не спасут заповедники. Чтобы спастись, нужно прежде всего не утратить главные ориентиры, сохранить не только отдаленные идеалы, но и классическую научную идеологию заповедного дела. И пусть оно не станет окончательно безнадежным!»
В трудах Штильмарка заповедность выступает не только как научно-практическая, но и как нравственно-философская категория. «Понятие подлинной заповедности опирается на высшие человеческие ценности, а не только на сугубо научные взгляды. А в основе заповедания лежало, конечно же, ЧУВСТВО светлое, чувство любви к природе, жалости к ней, желание спасти ее от человеческого насилия».
Сеть российских заповедников – не только национальное богатство, но и достояние всего человечества. По глубине научного обоснования и стройности идеологической концепции эта модель устойчивости биосферы не имеет аналогов в мире. А существованием такого беспрецедентного явления в его современном, по счастью, пока не разрушенном, качестве мы сегодня можем гордиться во многом благодаря подвижнической деятельности Ф.Р. Штильмарка – русского ученого и литератора, создателя двадцати заповедников, автора двухсот статей и десяти интереснейших книг!
Литература:
1. Борейко В.Е., 2001. Феликс Штильмарк как пионер гуманитарной экологии // Гуманитарный экологический журнал, т. 3, вып. 2, стр. 3-8. 2. Штильмарк Ф.Р., 1981. Принципы заповедности (теоретические, правовые и практические аспекты) // Географическое размещение заповедников РСФСР и организация их деятельности, М.: Главохота РСФСР. 3. Штильмарк Ф.Р., Носкова Н.К., 1982. Моральные аспекты охраны редких животных // Проблемы охраны фауны, ч. 2, М.: Изд-во МГУ, стр. 111-112. 4. Штильмарк Ф.Р., 1984. Что такое заповедность? // Организация заповедного дела, Алма-Ата. 5. Штильмарк Ф.Р., 1985. Определение и смысл заповедности // Организация заповедного дела, Алма-Ата. 6. Штильмарк Ф.Р., 1991. С другого берега. Послесловие // Д. Уинер. Экология в Советской России, М.: Прогресс, стр. 375-384. 7. Штильмарк Ф.Р., 1995. Историография заповедного дела, М.: Логата. 8. Штильмарк Ф.Р., сост., 1998. Поэтическая экология, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 200 стр. 9. Штильмарк Ф.Р., 1999а. Таинство заповедания (к обсуждению идеологии заповедного дела) // Гуманитарный экологический журнал, т. 1, вып. 1, стр. 35-46. 10. Штильмарк Ф.Р., 1999б. Эволюция представлений об охране природы в советской литературе // Гуманитарный экологический журнал, т. 1, вып. 2, стр. 25-38. 11. Штильмарк Ф.Р., 2001а. Н.Ф. Реймерс как верующий эколог // Гуманитарный экологический журнал, т. 3, вып. 2, стр. 9-12. 12. Штильмарк Ф.Р., 2001б. Абсолютная заповедность как высшая форма экологической этики // Гуманитарный экологический журнал, т. 3, спецвыпуск, стр. 127-128. 13. Штильмарк Ф.Р., 2001в. Абсолютная заповедность - последний оплот реальной охраны дикой природы // Гуманитарный экологический журнал, т. 3, спецвыпуск, стр. 111-113.
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved." |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 12.04.2011 ) |
След. > |
---|