Статья в черновом варианте, будет редактироваться и дополняться.
Вокально-инструментальный ансамбль (сокращённо
ВИА) — официальное наименование признанных государством профессиональных
и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1966—1986 годах.
Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная
группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал
ассоциироваться именно с советскими поп- и фолк-группами.
Термин «вокально-инструментальный ансамбль»,
как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-х
годах, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями
западной музыки. Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные
коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с
поправкой на идеологию) западных рок-групп. Поскольку «рок-группами»
именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (официально
считалось, что рок-музыка есть «продукт разлагающейся западной
культуры»), для таких коллективов было придумано название
«вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».
ВИА создавались при тех или иных уже существующих творческих объединениях: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности. Помимо профессиональных ВИА, существовали аналогичные самодеятельные коллективы.
В числе первых коллективов, создавших жанр ВИА, называют «Поющие гитары», созданный в 1966 году в Ленинграде, и «Весёлые ребята», появившийся в том же году в Москве. «Добры Молодцы» появились на сцене в 1969 году.
ипичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок.
ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных клавишных, таких как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру звукоусиления. В дополнение к этому набору, как правило, имелась духовая секция, могли использоваться также различные народные инструменты, в особенности в ВИА с фолк-уклоном.
На внешний вид артистов ВИА и манеру поведения на сцене накладывался целый набор ограничений, диктуемых идеологическими соображениями. Типичной концертной одеждой были обычные пиджачные костюмы, а у ВИА, специализирующихся на народной тематике — различные варианты одежды в «народном стиле», на исполнение песен военно-патриотической тематики ансамбль мог выйти в военной форме. Не поощрялось активное движение по сцене, как правило, музыканты и солист стояли практически неподвижно в течение всего номера. Разумеется, любые выраженно «роковые» атрибуты, такие как необычные причёски, татуировки, клёпанная кожаная одежда, металлические аксессуары и прочее в том же духе безусловно исключались.
Записи профессиональных ВИА издавались на советском рекорд-монополисте, государственной фирме «Мелодия», а организовывали концерты территориальные филармонии и концертные объединения: Москонцерт, Ленконцерт, Росконцерт, Госконцерт, Республиканские и областные филармонии.
Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов и группы «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута», Валерий Ободзинский и ВИА «Верные друзья».
Репертуар ВИА в основном составляли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами. Исполнялись также песни, написанные членами группы, основным композитором мог быть и художественный руководитель коллектива. Программа ансамбля официально утверждалась худсоветом, это было непременным условием для исполнения её на публике.
Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско, рок-музыку и синти-поп. Звучание ВИА рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке. Следует отметить, что именно ВИА сформировали и подготовили музыкальный пласт развития биг-бита и поп-музыки, сформировали зрительскую аудиторию для следующего музыкального направления в СССР — рок-музыки. Однако в исполнении музыки ярко выраженные рок-моменты будь то соло электрогитары или слишком громкий голос артистов не рекомендовался. Не приветствовались современные ритмы и новейшие направления, будь новая волна и пр. Потому песни у ВИА были как правило незамысловатые, не длящиеся более 3-4 минут и без серьезной импровизации.
В текстах песен ВИА звучали патриотические и военно-патриотические мотивы, любовная лирика (в крайне «платонизированном» варианте), чисто советские мотивы романтики труда, встречались песни-шутки, романсы, народные песни, песни на актуальные темы (вроде строительства БАМа). В основном песни несли выраженно позитивный заряд, прославляли советский образ жизни, говорили о счастье, радости, трудовых свершениях и боевых подвигах. Критика, протест, тема конфликта человека и общества допускались только в «обличительных» песнях о проблемах капиталистического мира. Не поощрялось и заострение проблем молодёжи.
Заметное место в репертуаре многих ВИА занимали кавер-версии песен западных групп (с текстами на русском языке, часто крайне далёкими от оригинала по смыслу, но, как правило, фонетически сходными с ним). В записях и в представляемых на утверждение программах выступлений кавер-версии иногда маскировались: менялись названия, музыка могла приписываться членам группы или несуществующим композиторам, песня именовалась «американской народной» и так далее. Также ВИА нередко использовали музыкальные фрагменты западных песен в собственных произведениях, подавая их как свою музыку. На концертах могли исполняться и оригинальные западные песни.
Отношения между ВИА и самодеятельными рок-группами 1970-х — начала 1980-х годов были достаточно сложными и многоплановыми. С одной стороны, существовал определённый антагонизм, связанный с разницей в статусе и признании, с другой — музыканты нередко переходили из ВИА в группы и обратно, а часть ВИА представляли собой «легализовавшиеся» тем или иным путём самодеятельные группы. Так, вышеупомянутая группа «Аракс» приобрела официальный статус через три года после создания, в 1974 году, когда вошла в труппу театра «Ленком». ВИА «Земляне» тоже начинал как андеграундная рок-группа, и лишь потом сменил статус.
« В целом бездонная пропасть лежала между профессиональными ВИА, даже если они робко пытались пискнуть что-то со сцены в своё оправдание, ВИА самодеятельными, бравшими с них пример, и группами. Это, однако, не переходило в конфронтацию. Все понимали, что так устроен мир. Пойти, например, работать в ансамбль «Весёлые ребята» к Слободкину так и называлось — «продаться в рабство». Это компенсировалось спокойной жизнью без цепляний, милиции, хорошей аппаратурой и стабильным, по тем временам высоким заработком. «Чесали» тогда ребята по три — по четыре [концерта] в день. Было ясно, что эти суровые условия диктует сама жизнь, и никто из «подпольных» «продавшимся» в спину не плевал.
Андрей Макаревич. «Всё очень просто»»
ВИА как отдельное явление советской музыкальной культуры просуществовали в общей сложности чуть более 20 лет. В период 1960-х — 1970-х, начала 1980-х годов они были чрезвычайно популярны, особенно у молодежи. Причиной этому был огромный дефицит записей иностранных исполнителей созданный искусственно "железным занавесом". Наиболее известные ансамбли давали по несколько концертов в день в течение всего года, исполняемые ими песни постоянно транслировались по радио и телевидению, выпускались многочисленные и хорошо продававшиеся альбомы. Например:за четыре года (1970—1974)только тираж первого миньона ансамбля «Веселые ребята» был продан в количестве 15 миллионов 975 тысяч экземпляров, а тираж несколько раз переиздаваемого альбома «Для нас, молодых» (1975—1979) ВИА «Самоцветы» достиг 2,5 миллионов копий[1]. Концертные организации получали от наиболее популярных ансамблей большую прибыль, поэтому, например, годовой план, утвержденный Москонцертом ансамблю Весёлые ребята, составлял ежегодно с 1970 года до 500 концертов[источник не указан 409 дней].
Большинство ВИА прекратили своё существование в конце 1980-х годов. Этому способствовал целый ряд обстоятельств, прежде всего — выход из подполья рок-музыки и упразднение механизмов регулирования деятельности эстрадных исполнителей, ограничений на репертуар и строгих критериев профессионального отбора музыкантов. Сыграло свою роль и повышение качества музыкальной аппаратуры, появление дешёвых синтезаторов и семплеров, дающих возможность производить качественную поп-музыку без привлечения большого штата музыкантов. Да и репертуар большинства ВИА, состоящий из позитивных шлягеров и «идеологически выдержанных» композиций в новых политических условиях стал гораздо менее востребован.
Большинство коллективов распалось, хотя некоторым удалось выжить, преобразовавшись в группы самой разной музыкальной направленности, от поп-музыки до хард-рока. Значительная часть музыкантов распавшихся ВИА осталась на эстраде, войдя в состав новых групп или начав сольную карьеру. Очень многие современные российские деятели поп-музыки — это бывшие музыканты ВИА 80-х.
Некоторое количество старых, широко известных ВИА продолжают существовать по сей день, хотя и в сильно изменённом составе. Среди них — «Весёлые ребята», «Земляне», «Песняры», «Цветы». Некоторые известные ВИА (например, «Поющие гитары» и «Самоцветы») были воссозданы во второй половине 1990-х годов, на волне увеличения популярности музыки 1960-1970-х годов. Они записывают ремейки своих шлягеров, выступают с концертами, где звучит обычно наиболее популярная часть старого репертуара. В некоторых случаях, например в ВИА «Песняры», возникло сразу несколько составов, претендующих на одно и то же название и исполняющих один репертуар.
"Что имеем - не храним, потерявши -
плачем". Вот с этой русской пословицы, мы начинаем изложение материала
по Кривандинским вокально-инструментальным группам
советского периода. Сейчас остается жалеть, что в свое время, не записал, не расспросил, не сфотографировал. Но, что делать, остается довольствовать
тем, что еще осталось и что еще можно найти.
Нам пока неизвестно, когда точно появилась первая вокально-инструментальная группа в Кривандино. Известна группа "Лирика", которая образовалась в 1972 году. Но есть сведения, что на танцах в клубе ЦУС "Мир" в конце 60-х годов играли и другие группы, о которых пока сведений нет.
Активное движение освоения шестиструнных гитар, попытки изготовления самодельных электрогитар началось в середине 60-х годов, когда до нас дошла "битломания". Записи передовались из рук в руки и прослушивались на катушечных магнитофонах советского производства "Чайка-М",, "Яуза", "Весна", "Комета", которые только стали поступать в продажу. Именно на магнитофоне "Комета" автор этих строк впервые услышал записи "Битлз" у Владимира Шмелева в 1966 году."Битломания" широко шагнула в среду Кривандинской молодежи. Моду стиляг постепенно стала вытеснять мода хиппи.
|
|
|
|
Группа "Битлз"
|
Магнитофон "Комета"
|
Гитара производства г. Шихово.
На таких гитарах и осваивала
аккорды молодежь Кривандино
60-х и 70-х годов. Часто
применялась в драках как
"орудиепролетариата"
|
Кривандинская молодежь с обязательным
аттрибутом - гитарой.
Снимок 1977 года.
Слева-напрво: Александр Герасимов,
Владлен Киселев, Андрей Салманов,
Сергей Борисов, Геннадий Кузьмин,
Дмитрий Камолин.
|
В феврале 1962 года сгорело двухэтажное здание здание Кривандинского Дома Культуры, на базе которого функционировал духовой оркестр. Танцы под игру духового оркестра проводились в большом танцевальном зале ДК, а летом на танцевальной площадке, которая располагалась в сосновом бору за клубом. Во время пожара практически сгорело все: инструменты, библиотека и т.п., так ушла из Кривандино эпоха и дух Кривандинского района.
Дом Культыры перехал в здание бывшего гаража, в котором уместился только кинозал. В то же время открылся клуб совхоза "Мир" на центральной усадьбе. Первые пробы создания вокально-инструментальных ансамблей осуществлялись там. Директором с момента открытия и до 90-х годов работала Мария Георгиевна Буриан. Уже в конце 60-х в клубе проводились танцевальные вечера под живую игру вокально-инструментальных групп. Пока точными сведениями об их названиях и составах мы не располагаем. Знаем, что в них участвовали: Владимир и Татьяна Галкины, Александр Макалкин, Стас Кузьмин и другие. В Кривандинском же клубе пытался создать группу Анатолий Шапкин. В начале 70-х возвращается из армии Алексей Каташин. Еще в армии он принял участие в армейском ВИА. И с собой привез уже готовый репертуар, в основном из песен "Битлз".
|
|
|
|
Кривандинский Дом Культуры.
Сгорел весной 1962 года.
|
Современный Дом Культуры.
Основу составляет половина этого здания
- бывший гараж. Достроен в конце 70-х годов.
|
В зале Кривандинского ДК проходит репеция последней Кривандинской группы. Снимок 2007 года. Именно в этом зале и проходили выступления первого Кривандинского ВИА "Лирика" в начале 70-х годов.
|
Директор Кривандинского ДК
с начала 60-х по 90-й год
Епишина Анна Анисимовна
с группой "Юность". 1981 год.
|
Быстро собрав группу они начали репетировать на базе Кривандинского ДК, в то
время уже директорствовала Анна Анисимовна Епишина. Уже в то время существовала практика аттестаций вокально-инструментальных ансамблей. И ВИА "Лирика" стал первым Кривандинским коллективом, который выступал на районных конкурсах и смотрах.
|
|
|
|
Названия электро-клавишных инструментов того времени дали названия Кривандинским ВИА (группам). Слева направо: Лирика, Ритм, Альтаир, Юность |
(продолжение следует, публикуем черновой вариант с расчетом на отклик участников инструментальных коллективов)
ВИА "Лирика"
(70-е годы)
Состав:
Ольга Стручкова - вокал,
Ольга Щербакова - вокал
Валентина Кузьмина- вокал
Алексей Каташин - соло-гитара, вокал
Александр Костин - ритм-гитара
Александр Зайцев - бас-гитара
Александр Савосто - ударные
Геннадий Карцев - клавишные
Николай Колобанов - ритм-гитара
Анатолий Шашкин
Юрий Ивкин
Александр Макалкин
|
|
Александр Костин
|
Ольга Стручкова (справа)
|
Из репертуара ВИА "Лирика"
|
|
|
|
Beatles - Thank You Girl |
Beatles -Yesterday |
|
|
|
|
Шизгара - Shocking Blue Venus different versions BEST QUALITY
|
"Песенка велосипедистов"
в исполнении ВИА "Поющие гитары"
Музыка Tremeloes, слова П. Ватник
|
|
|
|
|
"Соловей"
в исполнении ВИА "Поющие гитары"
Солист - Валерий Ступаченко. 1969 г.
Музыка Х. Офрей, слова П. Делано,
русский текст Я. Голяков. |
"Прекрасное воскресенье"
в исполнении ВИА "Поющие гитары"
Музыка Д. Бун, русский текст М. Беляков.
вокал - Александр Федоров (съемка 1975 года)
|
|
|
|
|
|
|
|
ВИА "Ритм"
(70-е годы)
Состав:
Владимир Пыльцын - ритм-гитара, вокал
Владимир Галкин
Татьяна Галкина
Валерий Бугров - соло-гитара, вокал
Юрий Базунов - бас-гитара, вокал
Владимир Голубев - ударные
Из репертуара ВИА "Ритм" |
|
|
"One Way Ticket"
в исполнении
NEIL SEDAKA
|
"Синяя песня"
в исполнении ВИА "Поющие гитары"
Авторы песни «Синяя песня» («Синий иней»):
Ханк Хантер (англ. Hank Hunter), Джек Келлер (англ. Jack Keller),
Альберт Азизов.
|
|
|
Облака в реке, музыка Анатолий Днепров, слова Игорь Кохановский,
на фото исполнитель песни Игорь Иванов и ВИА "Поющие сердца"
|
"Звездочка моя ясная"
музыка В.Семенов, стихи О.Фокина, вокал А.Лосев,
на фото композитор
Владимир Семенов, его жена певица Галия Семенова,
поэтесса Ольга Фокина,
певец Александр Лосев. Запись 1973 |
|
|
"Мы вам честно сказать хотим"
Цветы (Группа Стаса Намина) на фестивале Мамакабо-2011
|
"Если любишь ты", ВИА "Веселые ребята"
музыка Юрий Антоно,в слова Леонид Дербенев,
на фото исполнитель песни Александр Лерман
|
ВИА "Альтаир"
(70-е годы)
Состав:
Стас Кузьмин - ритм-гитара, вокал
Сергей Захаров - бас-гитара
Сергей Ласица - соло-гитара, вокал
Александр Смирнов - ударные
Владимир Буриан - ударные
Владимир Тимпанов - ударные
Вячеслав Балашов - духовые
Из репертуара ВИА "Альтаир" |
|
|
"Давно прошло детство", 1977г
ВИА"Поющие сердца"
Автор текста (слов): Харитонов В.
Композитор (музыка): Днепров А.
|
"Все, что есть у меня" (1976)
ВИА "Самоцветы"
Автор текста (слов): Л. Дербенев;
композитор (музыка): В. Добрынин |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рок-группа "Горизонт"
(70-е - 80-е годы)
Состав:
Владимир Пыльцын - бас-гитара, вокал
Алексей Каташин - гитара, вокал
Валерий Бугров - гитара, вокал
Юрий Базунов - гитара, вокал
Владимир Голубев - ударные
Алексей Гурьев - флейта
|
Группа "Горизонт", Кривандинского ДК.
На снимке сидят сзади: Алексей Каташин - соло и вокал,
Владимир Пыльцын - бас и вокал, Алексей Гурьев - флейта,
Владимир Голубев - ударные.
Фотоснимок начала 80-х годов из архива
Елены Ионовой
|
|
|
|
|
ВИА "Горизонт" играет
на свадьбе
|
Владимир Пыльцын и
Юрий Базунов
|
Владимир Пыльцын и
Владимир Голубев
|
Валерий Бугров
|
Из репертуара группы "Горизонт" |
|
|
"Красные макиt"
в исполнении Юрия Антонова
Эту песню Юрия Антонова группа "Горизонт" исполняла на районном конкурсе песни,
посвященной 35-й годовщине Победы.
|
Песня цыганенка Яши из фильма
"Неуловимые мстители"
|
|
|
|
|
Рок-группа "Движение"
(1982-1989)
Состав:
Александр Кривченков - гитара, вокал
Сергей Кривченков - гитара, вокал
Игорь Чаплинский - гитара, вокал
Юрий Зябрин - гитара, вокал
Алексей Поздняков - бас-гитара
Сергей Губарев - ударные
Виктор Осипов - ударные
Татьяна Сахнова - клавишные
Елена Маевская - художественный руководитель, клавишные, вокал
|
|
|
|
Слева-направо: Виктор Осипов,
Игорь Чаплинский, Алексей Поздняков,
Александр Кривченков, Игорь Никитушкин
|
Игорь Чаплинский
|
Александр Кривченков
|
Алексей Поздняков - бас-гитара,
Виктор Осипов - ударные
|
Из репертуара рок-группы "Движение" |
|
|
"Музыкант"
Автор и исполнитель - Константин Никольский,
запись 1992 года
|
"Ночная птица"
Автор и исполнитель - Константин Никольский,
запись 1992 года
|
|
|
"Я сам из тех"
Автор и исполнитель - Константин Никольский,
запись 1992 года
|
"Ветерок"
Автор и исполнитель - Константин Никольский,
запись 1992 года
|
|
|
"Не позволяй душе ленится"
Стихи Николая Заболоцкого
рок-группа "Круиз"
|
"Как скучно жить без светлой сказки"
рок-группа "Круиз"
|
Рок - группа "Юность"
Эта
группа объединилась еще в 1981 году. Ее костяк составляли Юрий Зябрин,
Сергей Кривченков, Андрей Лебедев. Лидером группы, несомненно являлся
Андрей Лебедев. Именно, песни его сочинения и стали основным репертуаром
группы.
Сейчас сознаешь, что родись эти ребята в другое время, то их ждал бы
громадный успех. Но лихие 90-е годы прокатились катком по их судьбе.
Сейчас уже нет в живых Андрея Лебедева, трагически погиб в середине
90-х. Умер и Сергей Кривченков. По этому группу "Юность" уже не
возродишь.
Итак, состав группы "Юность": Андрей Лебедев - автор музыки и текстов,
вокал, ритм и соло гитара; Сергей Кривченков - вокал, ритм и соло
гитара; Евгений Мазин - бас гитара, Юрий Зябрин - бас гитара, клавишные;
Александр Сорокин - ударные, Андрей Логунов - ударные.
Приводим записи несколько песен из
репертуара группы. Приносим извинение за качество звука, но записи,
которые остались - "черновые", репитационные, писались на обыкновенный
советский кассетный магнитофон. Ну, что есть, то есть. Нам дороги записи
и такого качества.
Позднее добавим фотографии группы, тексты песен, и еще несколько песен, которые еще не оцифрованы.
|
Первый состав группы "Юность" с директором ДК Анной Анисимовной Епишиной
|
|
Юрий Зябрин исполняет песни группы "Юность" в Кривандинском ДК, запись 2013 года
|
"Я родился русским"
А.Лебедев
|
|
"Старый тополь"А.Лебедев |
|
"Дожди осенние"А.Лебедев |
|
"Осень"А.Лебедев |
|
"Речка"А.Лебедев |
|
"Листопад"
А.Лебедев
|
|
"Белая береза"А.Лебедев |
|
"Позови"А.Лебедев |
|
Группа "Кодекс"
(1985-1987)
Кривченков Александр (1959 г.р.) - бас гитара
Кривченков Сергей (1964-2008) - ритм и соло гитара
Бенецкий Александр (1969 г.р.) - клавишные
Тимпанов Владимир (1964-2008) - ударные
Авторы песен: музыка - Тимпанов Владимир, стихи неизвестной Шатурской поэтессы. Будем рады, если автор стихов откликнется.
Ищем любые фотоснимки группы Кодекс, и ее участников.
Хулиган
Ночь
|