Главная arrow Школы arrow Кривандинская земская начальная школа (училище)
Кривандинская земская начальная школа (училище) Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
13.11.2010

 

 pekarnya-1.jpg

Кривандинская

земская начальная школа (училище)

основана в 1877 году

 

shool1877-1.jpg

 На этой фотографии 30-х - 40-х годов здание пекарни.
По воспоминаниям старожилов в 30-х годах здание
земской школы использовали под пекарню.
Возможно, на фотоснимке здание бывшей земской школы .
 
  Этот дом стоит на месте здания бывшей
Кривандинской земской школы
Дом неоднократно перестраивался и менял хозяев.
По воспоминаниям
Татьяны Васильевны Левиной - Сахаровой
сруб этого дома
и есть часть здания земского училища.  

 

 

 
Статья находится в разработке

 

    Зе́мская школа — общеобразовательное учреждение под эгидой местного самоуправления (земства) в России в период с 1864 по 1918 годы. Официальное название - одноклассные / двуклассные начальные училища.

    Земские школы были двух типов — одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (т.н. однокомплектные), и двухклассные с четырехлетним курсом, с 50 более и учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы. Одноклассные училища также могли быть двухкомплектными, т.е. иметь двух учителей, 2 классных комнаты и до 100 учеников при курсе одноклассного училища.
    Хотя земства формально не имели права непосредственно влиять на учебный процесс — определять содержание программ, выбирать учебники и пособия, назначать и увольнять учителей, — они, тем не менее, оказывали такое влияние. Помимо обязательных предметов (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение), земские учителя факультативным порядком преподавали природоведение, географию, историю. Земства снабжали учителей лучшими из существовавших в то время учебниками. Широко применяли наглядные пособия. Во многих земствах были организованы школьные, а позже и народные публичные библиотеки. И хотя Закон Божий преподавался в обязательном порядке всюду, но в земских — светских школах — он был наряду с прочими предметами, а в церковно-приходских, относившихся к ведению Синода, — над прочими предметами.
     Занятия в земской школе проводились с классом, состоящим из детей нескольких лет обучения, одновременно занимающихся с одним учителем в одной классной комнате. Так как обучение не было обязательным, родители посылали детей в школу по желанию, четкого начала и окончания учебного года не существовало. Обучение, в среднем, продолжалось около 6 месяцев в году. Большинство детей не заканчивало полный курс земской школы, так как крестьяне в массе не считали образование сверх простой грамотности необходимым.
Учебный курс земской школы не давал никаких прав по образованию при поступлении на государственную службу и призыве на военную службу. Прохождение курса земской школы не давало права на поступление в средние учебные заведения, кроме как в их первый класс на равных основаниях с детьми, прошедшими домашнее образование. (Википедия)  

 

      По Положению о земских учреждениях, утвержденному царским правительством 1 января 1864 г., для заведования местными хозяйственными делами в губерниях и уездах создавались выборные органы местного самоуправления – губернские и уездные земские собрания и управы. В земствах преобладали дворяне, политики. Деятельность земств была поставлена под строгую опеку и контроль губернатора и министра внутренних дел, которые утверждали председателей земских управ и могли приостанавливать постановления земских собраний. Земства могли содержать школу на свои деньги, но по закону не могли составить программу обучения, контролировать и направлять учебно-воспитательный процесс.
     С  начала 70-х гг. XIX века уездные земства все чаще берут на себя инициативу устройства новых сельских школ. В земской школе изучались: закон Божий, чтение, письмо, арифметика, и по возможности, пение. Учителями же могли быть люди, имевшие домашнее образование и получившие свидетельство на звание учителя.
Передовые учителя давали знания по природоведению, географии, истории.
     Изначально школы не имели стационарных помещений, парт, учебников, наглядных пособий. Впоследствии занятия велись по учебникам «Родное слово» К.Ушинского, «Азбука» и книги для чтения Л.Толстого, «Наш друг» Н.Корора. Земские школы сыграли большую роль в распространении грамотности и начального образования среди крестьян.
      После Великой Октябрьской социалистической революции земские школы, как и другие учебные заведения, перешли в ведение наркомпроса и были преобразованы в школы 1-й ступени с 5-летним сроком обучения. (газета "Сенеж")

      В Сборнике "Народное образование в Рязанской губернии", 1889 года издания,  содержаться следующие сведения на 1886 год по Кривандинской земской начальной школе (училищу):

        " Кривандинское (училище). Основано прихожанами местной церкви. Квартира учителя находится при школе. Библиотека состоит из 15 сочинений (307 экз). Плата за обучение не берется. Крестьяне расходуют на отопление и на наем сторожа 40 р. в год. Попечителя нет. Законоучитель - свящ. М.П. Цветаев (с 1878 г.); учитель - оконч. курс в Кирж. Учит. Семинарии Е.П. Комлев (с 1885 г.)".

  zemuch4.jpg

 

 350px-Teacher_Boris_Kustodiev.jpg
 Борис Кустодиев. Земская школа в Московской Руси. 1907 г.
narobr-1.jpg
 

 

       По данным этого же сборника под школу используется деревянное пятиоконное здание, покрытое деревом, имеющее печное отопление. Площадь пола в здании - 95 квадратных аршин, что равняется примерно 70 квадратным метрам. В школе обучаются 31 ребенок, из них 26 мальчиков и 5 девочек из 5 селений.  24 ученика живут при школе, 3 на квартире и 4 уходят домой, так как живут в Кривандино. В школе 1 класс и 3 отделения. Обучение продолжается 3 года.
zemuch1-1.jpg

       В школе обучаются 25 мальчиков и 2 девочки из крестьянских семей  и 1 мальчик и 3 девочки из семей священников. Все 5 девочек учатся в младшей группе, двум из них 7 лет и менее,  двум - 8 лет и одной - 10 лет. Девочки из крестьянских семей, как правило, больше года не учились, так как нужно было няньчить младших и помогать по хозяйству. В средней группе обучаются 9 мальчиков, а в старшей 11. 2-м мальчикам - 8 лет, 4-м - 9 лет, 3-м - 10 лет, 1-му - 11 лет, 7-м - 12 лет, 4-м - 14 лет. Средний возраст учащихся 10,9 лет.

   

zemuch2-1.jpg

  Учебный год начинался 8 октября и заканчивался 31 мая. В течение учебного дня проводилось не более 5 уроков. В 1886 году окончили школу 10 учеников.

 

 

  В статье использованы материалы, опубликованные на сайте "История и культура Рязанского края"

 

 
programma-1.jpg

 

Комментарии
Добавить новый Поиск
Анонимно   |2011-01-13 19:56:50
Иван Геннадьевич  - История школ   |2014-12-09 17:40:39
Согласно Закону об образовании от 1891 г. (с поправками от 1894г.) было введено
понятие минимальной заработной платы для учителей начальной школы, которая
составила на 1896 г. 400 руб. в год, а минимальная зарплата помощника учителя
составляла 300 рублей/год. При невозможности земств обеспечить данную заработную
плату МНП практиковало дотации в размере до 50% от минимальной з/платы.
Причем,
как правило, дотации выплачивались вне зависимости от того, могло ли земство
платить или нет.
Но в целом уровень заработной платы народного учителя оставался
низким: на 1896 г. земский учитель получал в среднем от земства 270 руб.,
учительница - 252 руб., помощник учителя - 176 руб., помощница учительницы - 169
руб. Наибольшую среднюю зарплату платили земства Таврической губернии (408 руб.
учителю и 410 руб. учительнице), Пермской губернии (367 руб. учителю и 369 руб.
учительнице) и Херсонской губернии (345 руб. учителю и 358 руб. учительнице), а
наименьшую - земства Калужской (199 руб. учителю и 183 руб. учительнице) и
Тульской (185 руб. учителю и 171 руб. учительнице) губерний. Однако с учетом
дотаций МНП картина становится более благополучной и оказывается, что учитель
начальной школы зарабатывал как минимум в ДВА раза больше рабочего: размер
среднего годового заработка рабочих по всей империи на 1890 г. составлял 187
руб. 60 коп. (минимум - 88 руб. 54 коп., максимум - 606 руб.) .
Средняя земская
зарплата земского учителя (270 руб. в 1896 г.) превосходила среднюю зарплату
индустриального рабочего (187 руб. в 1890 г.), и в ряде случаев этот разрыв был
весьма и весьма существенным. Так, на 1890 г. в Санкт-Петербургской губернии
среднегодовой заработок рабочего составлял 232 руб., в Московской - 167 руб.; в
то же время Московское земство платило народным учителем по 300 руб., прибавляя
за каждые три года службы по 50 руб., так что учитель со стажем 12 лет получал
500 руб., т.е. в три раза больше рабочего, а Петербургское земство установило
минимальный размер оклада учителя начальной школы в 480 руб., а для окончивших
гимназию, учительскую семинарию или высшие педагогические курсы - 600 руб. При
этом каждые 5 лет прибавлялось по 80 руб., так что высшие оклады,
выплачивавшиеся работникам со стажем 15 лет, равнялись соответственно 720 и 840
руб. , т.е. в 3 - 3,5 раза больше, чем у рабочего. Исходя из цен 1890 г. , можно
установить, что работавший в Московской губернии учитель начальной школы со
стажем 12 лет на свою месячную земскую зарплату в 41 руб. 67 коп. мог купить
(или - или): муки ржаной - 758 кг, муки пшеничной - 336 кг, пшена - 588 кг,
гречки - 513 кг, масла подсолнечного - 149 кг, масла сливочного - 52 кг, сыра
голландского - 109 кг, говядины - 186 кг, баранины -213 кг, свинины - 153 кг,
яиц - 1695 шт., сахара - 118 кг, кофе - 30 кг, чая - 11 кг.
Это в принципе
нормальный уровень жизни (не будем забывать о бесплатной квартире), особенно
если учесть, что рабочий каким-то образом ухитрялся прожить на втрое меньший
заработок; но главное - народный учитель был государственным служащим, состоял в
чине XIV класса (он получал действительный чин после 12 лет службы), носил
мундир, был освобожден от воинской повинности (в мирное время), от исполнения
обязанности присяжного заседателя и т.п., а также, в отличие от любого рабочего,
не говоря уже о крестьянине, получал пенсию. Все это было весьма значимым
стимулом для выходцев из семей духовных, мещан и особенно крестьян избрать себе
учительскую карьеру.
Учителя гимназий и реальных училищ вплоть до начала XX в.
получали жалование по штатам 1871 - 1872 гг., которые, в свою очередь, не
превышали штатов 1864 г. В то же время цены отнюдь не стояли на месте: так, если
в середине 60-х гг. XIX в. пуд ржаной муки продавался в Москве по 77 коп., то в
1890 г. его цена поднялась до 90 коп., а в 1912 г. составила 1 руб. 44 коп.;
гречневая крупа за те же годы подорожала с 1 руб. 7 коп. до 1 руб. 33 коп. и 1
руб. 40 коп., говядина - с 2 руб. до 3 руб. 66 коп. и 5 руб. 85 коп. . Только
через 25 лет, в 1897 г., императорским рескриптом была признана необходимость
увеличения содержания учебно-воспитательного персонала средних школ, и в 1898 г.
через Государственный совет было проведено решение о выделении соответствующего
кредита. Выплаты проводились в виде процентных прибавок весьма ограниченного
размера (при этом многие категории преподавательского состава оказались
исключенными). Наивысший размер прибавки, выплачивавшийся преподавателю гимназии
или реального училища, прослужившему не менее 15 лет, равнялся 360 руб. в
год.
Этого было явно недостаточно, и в 1900 г. Министерство народного
просвещения представило в Госсовет проект закона "Об улучшении материального
положения служащих в средних общеобразовательных мужских учебных заведениях и
окружных инспекторов". "Едва ли можно сомневаться в том, - говорилось в
проекте, - что учительский труд принадлежит, наряду с немногими другими
профессиями, к числу наиболее утомительных, тяжелых и истощающих; поэтому и для
привлечения к педагогической деятельности желательных лиц необходимо не только
дать преподавателям вознаграждение, обеспечивающее им безбедное существование,
но и вселить в них уверенность, что, по мере прохождения службы, материальное
благосостояние их будет увеличиваться...". Прохождение этого законопроекта
затянулось, и только в 1902 г. соответствующий закон был принят. Впрочем,
несмотря на задержку, закон оказался более благоприятным для учителей, чем
проект, так как в окончательном варианте размеры зарплаты увеличились.
Учителя
наук и языков с высшим образованием получали оклад в первые пять лет службы 900
руб., размер пятилетней прибавки равнялся 400 руб., так что преподаватель со
стажем 20 лет получал 2500 руб.; учителя приготовительных классов и учителя наук
и языков без высшего образования начинали с оклада 750 руб., размер пятилетней
прибавки равнялся 200 руб., так что преподаватель с 20-летним стажем получал
1550 руб. Соответственно различалась и пенсия: у преподавателей с высшим
образованием полный пенсионный оклад равнялся 1800 руб., у преподавателей без
высшего образования - 1100 руб. Дополнительные уроки у первых оплачивались по 75
руб., у вторых по 60 руб. Наконец, классное наставничество, оплачивавшееся
вплоть до 1902 г. в пределах всего 160 руб., стало оплачиваться в размере 600
руб. .
Таким образом, максимальный размер учительской зарплаты мог теперь быть
весьма существенным: учитель с высшим образованием и 20-летним стажем работы,
проводивший 6 дополнительных уроков (сверх нормативных 12-ти) и исполнявший
должность классного наставника, получал 3550 руб. в год. Для того, чтобы
адекватно оценить эту цифру, следует заметить, что в том же 1902 г. средняя
зарплата индустриальных рабочих в империи за год по разным отраслям варьировала
от 156 до 400 руб., в среднем - 255 руб. В Московской губернии в 1903 г.
среднегодовой заработок рабочих составлял 252 руб. 79 коп. Тогда же, в 1902 г.,
в Москве гречневая крупа продавалась по 1 руб. 12 коп. за пуд, пшено стоило 1
руб. 06 коп., мука ржаная - 1 руб. 04 коп., мука пшеничная – 1 руб. 60 коп.,
говядина - 4 руб. 55 коп., свинина - 5 руб. 31 коп., масло коровье - 13 руб. 83
коп., масло подсолнечное - 4 руб. 05 коп., яйца - 25 руб. 50 коп. за 1000 шт..
Таким образом, заслуженный учитель с зарплатой 295 руб. в месяц, что было в 14
раз больше средней зарплаты рабочего, мог купить (или - или): гречки - 3456 кг,
пшена - 3020 кг, муки ржаной - 3356 кг, муки пшеничной - 1858 кг, говядины - 826
кг, свинины - 661 кг, масла коровьего - 271 кг, масла подсолнечного - 957 кг,
яиц - 10000 шт. Даже начинающий учитель без высшего образования, не исполняя
должности классного наставника и не ведя дополнительных уроков, получал за свои
12 уроков в неделю зарплату в 3 раза выше, чем среднестатистический рабочий, и
на эту месячную зарплату можно было купить более 175 кг говядины. Очевидно, что
государство обеспечивало учительскому корпусу средней школы вполне достойный
уровень жизни.
Совершенно другую картину представляло собой положение основной
массы российских педагогов - учителей начальной школы. По официальным данным МНП
на 1898 год, в год свыше 1/10 учителей получали 200-250 руб. (практически
получали только дотацию МНП РИ), 1/4 учителей – 300-350 руб., 1/3 от 350 до 400
руб.
С течением времени ситуация постепенно улучшалась: 3 мая 1902 г. был принят
закон о ежегодном увеличении смет на начальное образование, в котором было
совершенно недвусмысленно установлено, что размер учительского жалования должен
быть "не менее" 460 руб. в год. По данным однодневной переписи 1901 г.,
средний размер заработной платы городских учителей составлял 728 руб. в год,
учительниц - 647 руб., сельских учителей - 543 руб., учительниц - 540 руб.. В
1902 - 1903 гг. было проведено анкетирование учителей земских школ 279 уездов
России относительно их заработной платы; было выяснено, что в 2 уездах оклад
составлял менее 180 руб., в 34 уездах - от 180 до 240 руб., в 56 уездах - от 240
до 360 руб., в 178 уездах - 360 руб., в 15 уездах - свыше 360 руб. . Это был
только основной земской оклад, но следует заметить, что многие земства
выплачивали пяти- или десятилетние прибавки (по 10% от оклада или больше). Также
прибавки, как правило, выплачивались учителям городских начальных школ. В
течение последующих лет в законодательном порядке были установлены пятилетние
прибавки в начальных училищах всех наименований и ведомств, было введено
освобождение от платы за обучение в средних школах детей народных учителей и
некоторые другие льготы. В 1909 г. Госсовет одобрил закон об увеличении
минимального учительского жалования до 580 руб.
Напомним, что дореволюционный
российский учитель не был знаком с таким понятием, как
квартплата.
http://www.piterklad.ru/viewtopic.php? t=19052
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Последнее обновление ( 21.11.2013 )
 
Advertisement
Яндекс.Метрика