Кто он-лайнСейчас на сайте: Гостей - 5
Статистикапосетителей: 3558007
|
Кирсанова Анастасия Николаевна |
|
|
|
Написал Administrator
|
27.04.2010 |
|
|
|
Анастасия Николаевна
Кирсанова
к 94-летию со Дня Рождения
|
|
Роберт Рождественский
БАЛЛАДА О ЗЕНИТЧИЦАХКак разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.
И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл
с войны.
в исполнении Геннадия Львова
|
Родилась 27 декабря 1920 года в селе Рыскино, Инсарского района. Мордовской АССР (ранее Пензенской области) в крестьянской семье Домнина Н.И. (душа у него не лежала к оседлой жизни). В одиночку, а больше всего с семьёй вёл он кочевую цыганскую жизнь. Их семья уехала в Казахстан, когда Анастасии Николаевне было 5лет, в село Новодобринка к сестре папы т.Кате. С тех пор и начались их «круизы». Там обзавелись домом, коровами, лошадью и овцами. Всё стало, как у всех. Но там они прожили только два года. Всё продали, кроме лошади, и на ней отправились на станцию Курор Боровое той же республики. Школы там не было, а маленькой Анастасии Николаевне пора было начинать учёбу. Переехали в какое-то село, а там, в школу принимали с 8лет. Её по возрасту не приняли. На девятом году жизни она отправилась в школу и проучилась там только один год. Отца потянуло на его родину. Они сели в поезд «Люкс» с разбитыми стёклами и щелями в стенах вагона, в которые хлестал дождь. Приехали. Со станции Ковылкино кое-как добрались в село Красный Шадым к бабушке. Там Анастасия Николаевна проучилась один год. Её отец поехал в село Рыскино, купил там избу-развалюху, и они переехали туда жить. Надо отдать должное родителям Анастасии Николаевны. Её отец был хорошим сапожником, столяром, а её мать была швеёй. Именно поэтому дети ходили обутые, прилично одетые и сытые. В этом селе Анастасия Николаевна проучилась два года.
Потом, тяжело заболела малярией и пропустила учебный год. Весной 1934г они уехали из села Рыскино в село Усолье», в двадцати километрах от г. Переяславля-Залесного. В городе Анастасия Николаевна проучилась в пятом классе. Школа почему-то называлась ШКЛ (школа колхозной молодёжи). В 1935года летом мы приехали в Кривандино, Московской области. Заявления о поступлении в школу писали не директору школы, а в РОНО. Очевидно, наделала столько ошибок, что меня приняли в 6 класс условно на два месяца. Если я буду плохо учиться, то меня снова вернут в пятый класс. Царствие небесное Сахаровой Е.Ф., сколько времени и труда она потратила, занимая дополнительно после уроков, начиная с программы первого класса. Помню, было дано сочинение на тему «Осень», я на одной странице сделала семнадцать ошибок. Ни о каких знаках препинания я не имела понятия. Стоял вопрос о возвращении меня в пятый класс, так как за четверть по русскому языку была 2(плохо). Спасло то, что по остальным предметам были хорошие оценки, а по математике 5 (отлично). Елизавета Федоровна на педсовете дала слово, что вытянет в число успевающих. Так оно и случилось. В 7 класс я перешла с хорошей оценкой по русскому языку. За успешное окончание 6 класса меня и Митю Галкина (Дмитрия Степановича) наградили книгами. Мне дали собрание сочинения Гоголя, а ему. Пушкина. 7 класс я окончила хорошо. Нас с Митей снова наградили книгами, только ему дали Гоголя, а мне Пушкина.
С первого сентября 1937г наша школа стала называться средней. Был открыт 8 класс. Из нашего выпуска мало осталось учеников в 8 класс. Мы разъехались, кто работать, кто продолжать учиться в техникумах. Директором школы стал Орлов Дмитрий Васильевич, завучем Носатенко Николай Федорович. Я поступила Егорьевское педучилище вместе с Абдулиной, сестрами Кузнецовыми, Володиной. В это время заочно стала учиться Хищенко К.В.
По окончании училища, Егорьевское РОНО направило Анастасию Николаевну на работу в с. Большое Гридино с детьми 4-ого класса. Дети были переростки, часто дрались друг с другом, срывали уроки. Директором школы был Россов Аркадий Леонидович, двоюродный брат Сахаровой Е. Ф. Это был человек внимательный, чуткий, добрый, но очень строгий, требовательный. Жаловаться ему на учеников молодые педагоги боялись. У него был один ответ: «Вы знали куда шли, ищите подход к детям, в школе нянек нет». За всё это, Анастасия Николаевна очень благодарна. Подход был найден. Они очень любили слушать сказки и рассказы, а сами читать не любили. Анастасия Николаевна ходила с ними в лес за грибами, это помогло ей наладить отношения с учениками. Весной все они сдали экзамены по русскому языку, математике, естествознанию, географии и перешли в 5 класс.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная Война. В августе привезли эвакуированных детей из Москвы. Анастасии Николаевне дали учеников 4 класса. Дети города никогда не видели воочию природу. Привезли их на станцию Кулаково на ветке Шатура - Егорьевск. Увидев красоту леса и луга, они стояли с широко открытыми глазками и дышали полной грудью. Забыв о тревоге, о сопровождающих учителях, они бросились на луг и нюхали цветы, радовались каждой букашке и негромко смеялись. С разрешения, нарвали небольшие букеты цветов, несли их бережно.
В начале января 1942 года детей вернули в Москву. В это же время из военкомата пришёл приказ на призыв в армию девушек, желательно, чтобы трое из них были со средним и высшим образованием. Пройдя мед. комиссию, Анастасию Николаевну, Ерошину Н.И., Бабыкину А.И. взяли в ряды РККА. Ерошина была взята в штаб дивизии и т.к. она знала немецкий язык. Бабыкина вела математику в школе, она попала в копировальное бюро какого-то секретного завода, а Анастасия Николаевна в зенитную артиллерию Был сдан в серийное производство новый прибор ПУАЗО(прибор управления зенитным артиллерийским огнём) закрытого типа. Анастасия Николаевна была прибористом №9, т.е. наводчиком по азимуту. Прослужила в армии с начала февраля 1942года до 23 июля 1945 года. В обязанности прибористов входило наблюдение за воздухом и наземными войсками противника. Все полученные данные синхронно передавались на орудийные расчёты. Вся дивизия входила в состав ПВО Московского военного округа.
Указом Президиума Верховного Совета СССР уволена в запас. С воинского учёта снята 2 февраля 1968 года за достижением предельного возраста состояния в запасе.
После демобилизации, пройдя мед.комиссию, уволенных в запас бойцов посадили в грузовые машины и повезли в Москву, но все думали, что на вокзалы и домой. Но не тут-то было! Не спросив согласия, отправили на работу на фабрики и заводы. 4 девушки попали на завод «Москвич». Анастасию Николаевну устроили работать инспектором ОТО( отдел технического обучения). В её обязанности входило подбирать девушек 17-18 лет на курс стенографистов и машинистов. Закончив свою работу, Анастасия Николаевна пришла в ФЗО №12 воспитателем. Материально жилось очень тяжело. Существовала ещё карточная система. Хлеба по карточкам давали 400г ., дополнительные талоны на другие продукты давались редко, отоваривались еще хуже. Вместо круп выдавали отруби, т.е. отходы от просеянной ржаной муки. Воспитателям карточки на обед не полагались. Анастасия Николаевна рассчиталась и уехала в Куровский район в с. Устьяново заведующей начальной школой. С питанием лучше не стало, 500г. хлеба и больше ничего. Спасибо руководству колхоза за то, что они отпустили Анастасии Николаевне бесплатно 2 мешка картошки и 20 кг кормовой свеклы. Из неё Анастасия Николаевна варила себе суп. На рынке продукты по цене были недоступны. Учителя получали 600 рублей в месяц, а буханка стоила 150-200 рублей. Кое-как дожила до лета 1946 года, засадила небольшой участок картофелем. В свободное время вместе с учениками ходила на заготовку веников для скота, за что колхоз давал хлеба по 200 грамм. На лугу появилась съедобная трава, жить стало легче. Анастасия Николаевна хорошо умела жать. Вместе с колхозницами жала рожь, овёс, пшеницу (т.к. техники в колхозе не было), за что давали по 400 г. хлеба. Совсем стало хорошо. ГОРОНО стало давать ордера на одежду и обувь, все немножко прибарахлились.
В ноябре месяце 1950 года случайно в вагоне Анастасия Николаевна встретила своего бывшего учителя по математике и физике Носатенко Н.Ф. Он предложил ей перейти на работу в Кривандинскую среднюю школу. 6 декабря 1950 года по приказу МООНО она была переведена в выше указанную школу преподавателем математики 5-7 классах. Здесь Анастасия Николаевна встретила своих бывших учителей и вновь начинающую педагогическую деятельность Столярову Т. Ф. Она часто ходила к ней на уроки, восхищалась её умением владеть классом. Опыта в педагогической работе у Анастасии Николаевны было мало. Она благодарна директору школы Орлову Д. В. за то, что он часто посылал её с инспекторами РОНО в другие школы набираться опыта. А так же благодарна за его внимание, поддержку, огромную помощь во всем. Он учил не только умению работать, но и любить своих учеников.
В связи с сокращением классов-комплектов, были освобождены от работы в Кривандинской средней школе 6 человек, в том числе и завуч школы Носатенко Н.Ф. Направления дали в Рошаль, Мишеронь, Туголес, а Анастасия Николаевна дала согласие работать в Кривандинском детском саду воспитателем. Проработала она там до 3 октября 1963 года, а затем по приказу Егорьевского РОНО была переведена в Кривандинскую среднюю школу учителем начальных классов. Здесь Анастасия Николаевна встретила замечательных людей. Заводилой в школе была неутомимая Волкова Г.А. Сколько раз под её неутомимой деятельностью руководителем учительского хора Иудина В. И. и баяниста - Кузьмина СВ. Мы занимали призовым места по району в смотре художественной самодеятельности. Под её руководством побывал во многих театрах Москвы, экскурсиях. Она сумела организовать поездку в Волгоград и Ульяновск. Большое ей спасибо за всё, что она делала и делает для учителей школы.
По приказу Шатурского ГОРОНО была переведена на должность директора и учительницы Лузеаринской начальной школы. Анастасия Николаевна проработала там 4 года и ушла на заслуженный отдых по старости с 1сентября 1978 года. Была награждены медалью «Ветеран труда» за долговременный добросовестный труд.
Кто привык работать, тому не сидится дома. Анастасия Николаевна снова начала работать воспитателем в детском саду «Колосок» в совхозе «Мир». Окончательно рассталась с работой в 66 лет.
Анастасия Николаевна счастлива, что прожила долгую жизнь и её окружали замечательные люди. Счастлива, что помогла вырастить троих внучат и дождаться правнука Ивана.
Она награждена медалью «За победу над Германией», орденом « Отечественной Войны II степени», восемью юбилейными медалями, удостоверение к медали Жукова, удостоверение к значку «Фронтовым 1941-1945».
Дай Бог, кто желает, прожить такую жизнь и дожить до этих лет.
Анастасия Николаевна с коллегами в период ее работы в Кривандинском детском саду.
|
|
|
|
|
|
Анастасия Николаевна со своими учениками
|
Анастасия Николаевна на педсовете
в Кривандинской средней школе
|
Анастасия Николаевна среди учителей -
участников ВОВ.
Стоят слева-направо: Пшеницин З.Г.,
Малявин Н.Н., Панин Ф.А.,?, Кравцов Ф.И.
сидят: Ромашевский И.Т., Калинин Н.А.,
Кирсанова А.Н.,представитель военкомата,
Чеховский Л.П., Мерцалов А.С.
|
|
|
Анастасия Николаевна на мининге, посвященном
65-летию Победы в Великой Отечественной Войне
|
|
|
Последнее обновление ( 29.04.2014 )
|
|
|
|
|