О происхождении названия Кривандино |
Написал Administrator | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.01.2009 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н.Кротов
Еще в детстве задавался вопросом, что означает название моего родного села Кривандино. Ну, не удовлетворяла меня легенда об императрице Екатерине, которая проезжая в наших краях вынуждена была остановиться на постой из-за поломки кареты. Дескать, именно она дала такое название селу из-за кривых дорог. Даже объяснение моей бабушки не устроило меня. Она сослалась на то, что название селу было дадено по фамилии владельца почты, некого Кривандина. Помниться пристал я тогда к бабуле, что почту построили не в голом поле, а в селении, у которого должно было быть тогда другое название. Какое было название до этого? Но на этот вопрос, несмотря на ее начитанность, она ответить не смогла. Не смог разгадать эту тайну и мой отец, который перечитал фонд Кривандинской библиотеки вдоль и поперек. Мои исследовательские попытки в период студенчества не дали результата, хотя я пытался найти ответ в Ленинской библиотеке. Но кое-что стало мне понятно уже тогда.
Сейчас, в эпоху тотального интернета, исследовать такого рода вопрос стало значительно легче. Что же мы имеем? Версия о происхождении названия Кривандино отпала первой. У фамилии Кривандин известен первый ее носитель: СЛОВАРЬ ФАМИЛИЙ РЯЗАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА КРИВАНДИН Поспелов Е. М. в Топонимический словарь Московской области дает такую версию происхождения названия Кривандино: "Кривандино - село Шатурского района. Село Кривандино показано и надписано на генеральной карте Егорьевского уезда 1784 года. Вероятнее всего, название образовано от антропонима Криванда, Кривандин: основа кривой широко представлена в антропонимии (Вес., 164, 165); известен и суффикс –да, придающий имени презрительное значение, сравним: Баланда – «шатун, болтун», Дурында – «дурак» (Селищев, 1968б, 124). Но возможна также связь названия с микротопонимией или народной географической терминологией, например, в Каширском уезде был гидроним Кривандя (ПК, 1441). В списке населённых мест 1862 года Кривандино (Воскресенское), но церковное название в употреблении не закрепилось". Знакомясь с историей Кривандино сразу сталкиваешься с существенным противоречием версии Поспелова. Дело в том, что в течении четырех столетий Кривандино было центром волости и церковной епархии. Длительное время в Кривандино кроме священников никто не жил. В ту пору церковь и была сама власть. Могла ли церковь допустить, что ее центр находится в селе со столь «презрительным» названием. Подозрительно и то, что название Воскресенское не прижилось. Скорее всего, никто и не пытался изменить название, а только добавляли к нему наименование храма, построенного в селе. Смею предположить, что в то время слова «кривой» и «кривда» не несли такой негативной окраски, больше того значение этих слов было очень значительным. Обратимся к мифологическому словарю. В БЭС «Мифология» под редакцией Е.М. Мелетинского, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», М.,1998 есть две статьи, посвященные КРИВ и КРИВЕ. Привожу их полностью. КРИВ, в восточнославянской мифологии родоначальник племени кривичей. Название кривичей сходно с обозначением русских (krievisks, krievs) и России (Krievija) в латышском языке. Предполагается связь имена К. с обозначением кривого и левого (ср. греч. имя Лаий, букв, «левый»), а также с литовским наименованием верховного жреца Криве; левое, кривое и т. п. характеризует земных персонажей, людей, в противоположность небесным богам (ср. Правду на небе и Кривду на земле); ср. также Радима и Вятко — родоначальников племён радимичей и вятичей в др.-рус. «Повести Временных лет». КРИВЕ, название мифологизированного родоначальника жреческой традиции у балтийских народов. Нем. авторы П. Дюсбург и Николаус фон Ерошин (14 в.) сообщают сведения о прусском первожреце К. (Criwe), живущем в общерусском святилище Ромове и почитаемом как римский папа. Вещественный символ К.— кривая палица, отправляемый им культ связан с огнём и священным дубом в Ромове. Ещё подробнее сведения о К. (kirwait,kirwaido) — у С. Грунау и других авторов 18 в. : В их описаниях мифологической эпохи пруссов говорится о братьях Видевуте и Брутене. Брутен принял титул Crywo Cyrwaito и воздвиг в Рикойто жилище для богов Патолса, Потримпса, Перкунса (Перкунаса) и для себя. «Старец» Патолс и Потримпс — два близнечных божества — : были изображены на священном дубе в Ромове (ср. почитание римских близнецов основателей города и связи с ficus Ruminalis, деревом Рима. У пруссов во многих местах устанавливались столбы с изображением Видевута и Брутена, которые , почитались как боги. В этом контексте, характеризуемом наличием двух богов-близнецов (старшего и младшего), двух братьев, один из которых вождь, а другой жрец титулом Криве-Кривайтис, двух столбов, изображающих этих братьев, и т. п., можно предположить, что Криве-Кривайтис первоначально обозначал обоих братьев (характерно уменьшительное образование Kriv-ait — как обозначение младшего брата). Это имя известно и старым источникам по литовской мифологии. Криве-Кривайтис описывается как жрец Перкунаса в святилище, находившемся в долине Швинторога в Вильнюсе; он приносил в жертву богу животных (Грунау так же сообщает о принесении К. в жертву козла). Позднее предание об основании Вильнюса сообщает, что верховный жрец Криве-Кривайтис — отец Лиздейки, подкинувший его младенцем Князю Гедимину, который увидел мальчика плачущим в орлином гнезде. Лиздейко сам стал Криве-Кривайтисом и родоначальником фамилии Радзивиллов. Он истолковал сон, приснившийся Гедимину, предсказав основание Вильнюса. Сочетание мотивов «подкинутый мальчик в орлином гнезде» и «дар предсказания» — устойчивый признак мифов о воспитании шаманов. Нередко у ставшего шаманом оказывается брат-неудачник, что также указывает на тему близнечества, предполагаемую в связи с образом Криве-Кривайтиса. Реконструкция приводит к правдоподобному постулированию близнечной пары Kriv- и Kriv-ait-. Подобно тому как в Риме более короткое имя обозначало обоих братьев: Remi в значении Рем и Ромул, в балтийской традиции предпочтение было отдано основе Kriv-, откуда и происходит нейтральное обозначение верховного жреца. Ещё более существенно, что по имени героя-основателя, одного из близнецов, город получает своё название. Ср. Roma, Рим, при Romulus и Криве при названиях Кривой город, Krzywgorod, Curvum castraza в Вильнюсе (древняя часть города). Таким образом, К. (литов. Krive) выступает не только как основатель ритуальной традиции, но и как основатель древнего поселения, предшествующего историческому Вильнюсу. Сказанное о Криве-Кривайтиса и его близнечных истоках, как и глубоко укоренённая в балтийской традиции идея близнечества, проявляющаяся в мифологии и фольклоре, в орнаменте, украшениях, утвари, деталях дома, ритуальных сооружениях и даже в вегетативных символах (см, Юмис), позволяет сделать вывод о. том, что парное имя Krive-Krivaitis отражает некогда существовавший близнечный образ. Существенно, что название жреца (литовский Krivis, Krive, krivaitis; krivaite, жрица-помощница Криве-Кривайтиса) соотносится с названием его основного атрибута — искривлённой папки, посоха, жезла.
Итак, из этих двух статей можно сделать такие выводы:
Вот видите, от того презрительного значения, о котором пишет Поспелов, не осталось и следа. Но все же давайте обратимся к еще одному источнику. Обратимся к санскриту - самому древнему письменному языку, наиболее близкому к протоязыку всей индоевропейской группы. В санскрит-русском словаре В.А. Кочергиной слово krivi (криви) означает: 1) название народа; 2) кожаный мешок для воды; 3) родник, источник. И здесь криви – название народа. И кривы были известны еще в эпоху написания ригведы, а это по меньшей мере пять тысяч лет. По второму и третьему значению слова «криви», то есть мешок для воды, родник или источник, то это значение хорошо подходит для названий населенных пунктов в Мещере, если не учитывать то, что названий «крива» очень много, только населенных пунктов Кривандино – 4, и они не только в Мещере. В санскритском словаре находим еще одно слово: Kryavant (крийвант) – 1. действующий, поступающий, 2. совершающий религиозный обряд kriya – 1. действие, работа, труд 2. деятельность 3. исполнение 4. жертвоприношение, жертвенный обряд 5. расследование, представление доказательств. Сопоставляя эти данные можно предположить, что название Кривандино связано с древним жреческим культом народа кривичей . Общеизвестный факт, что православие строило храмы и монастыри на месте древних святилищ. Доказательством такого сосуществования являются Соловецкие острова. Там православный монастырь всю свою историю соседствовал с древними культовыми сооружениями и не уничтожал их. Больше того, по всей вероятности, и использовал их в религиозных целях. Кроме того, на санскрите nadi - река, а dina,dine - день. Поэтому суффикс "ндин" может указывать либо на реку, либо на день. И в санскрите есть подтверждение версии Старостина о связи названия с рекой. Может возникнуть вопрос, а при чем здесь санскрит. Дело в том, что в Ведах есть описание прихода народов на Индостан с севера, в том числе и народа "криве". Кривичи участвовали в образовании древней индийской цивилизации, поэтому санскрит может быть близок языку кривичей. Для подтверждения этой точки зрения приводим статьи профессора филологии Натальи Гусевой: "Тайные истоки видимых рек"; "Русский и Санскрит: ближе не бывает"; "Язык времени" Приводим мнение Евгения Старостина о происхождении названия Кривандино . Его статья публиковалась в Шатурском Вестнике, но мы располагаем только ксерокопией этой статьи. По этому сделать полную ссылку на публикацию в газете мы пока не можем.
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved." |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 28.08.2010 ) |
< Пред. | След. > |
---|